Кубики Коса: что это такое? Профилактическая работа психолога в школе Кубики коса стимульный материал детский вариант.

Коса Кубики (КК) – невербальный тест интеллекта. Предложен К. Косом в 1920 г.

Испытуемому предлагают составить фигуры из цветных кубиков по рисункам-образцам. Тестовый материал состоит из шестнадцати кубиков с ребром 2,5 см, стороны которых окрашены в красный, белый, желтый и синий цвета. Оставшиеся две противоположные грани разделены по диагонали, причем одна окрашена в белый и красный цвета, а вторая – в синий и желтый. В набор включены восемнадцать образцов фигур, первый из которых является тренировочным и выполняется совместно с испытуемым. Цвета рисунков-образцов соответствуют цветам кубиков, но размеры образцов вдвое меньше. Образцы размещены посередине картонной карточки, имеющей размер 10 х 7,5 см.

Задания следуют в порядке возрастающей трудности, что обеспечивается последовательной комбинацией следующих условий:

1) фигуру можно построить только из одноцветных сторон кубиков;

2) для построения фигуры следует использовать несколько двухцветных граней;

3) фигуру можно сложить только из двухцветных сторон или из сочетания двухцветных и одноцветных, причем на образце не обозначена граница между соседними кубиками;

4) образец повернут на 45°,т. е. стоит на ребре;

5) для составления фигур требуется использовать все большее количество кубиков;

6) образцы постепенно становятся все менее симметричными;

7) увеличивается количество цветов на образце;

8) образец не ограничивается рамкой, так что на краях сливается с фоном. Имеются сведения о конструктной валидности кубиков Коса. Получена значимая корреляция со шкалой умственного развития Бине-Симона (r = 0,82 – у нормальных детей и r = 0,67 – у слабоумных детей). Изучались связи показателей КК с основными тестами интеллекта, в частности шкалой умственного развития Стэнфорд-Бине (r = 0,77), прогрессивными матрицами Равена (r = 0,81). Обращается внимание на независимость друг от друга показателей КК и тестов арифметических способностей.

Наиболее широкое применение кубики Коса находят в клинической психодиагностике. По данным Кошча (1976), тест весьма полезен при работе с такими контингентами испытуемых, как творческие личности с высоким уровнем способностей и, с другой стороны, умственно отсталые лица; дети с минимальной мозговой дисфункцией, нарушением концентрации внимания, нарушением пространственной ориентировки; дети, страдающие неврозами; дети с задержкой психического развития, педагогически запущенные; больные юношеского и зрелого возраста, страдающие шизофренией.

52. Компьютерные тесты

1. Тесты, предъявление и обработка которых приспособлены к среде ЭВМ.

2. Тесты, специально разработанные для реализации условий и возможностей современной вычислительной техники.


На современном этапе развития компьютерной психодиагностики преобладающее большинство компьютерных тестов – компьютерные версии уже известных методик. Это различные личностные опросники, реже – тесты интеллекта. Проблема, возникающая в связи с появлением компьютерной формы методики, связана с доказательством ее эквивалентности основной версии теста. Сегодня исследованиями доказано, что компьютерные тесты нуждаются в изучении их психометрических параметров. Применительно к характеристике компьютерных тестов введено понятие «эквивалентности валидности», включающее эквивалентность психометрическую, эквивалентность, относящуюся к процессу обследования и популяционную эквивалентность. Исследования за рубежом ограничиваются установлением лишь психометрической эквивалентности компьютерной версии теста. Для многих компьютерных версий тестов, используемых в странах СНГ, отсутствуют данные об их валидности, надежности, величине стандартного отклонения и других психометрических показателях.

Собственно компьютерные тесты, т. е. те, которые изначально разработаны с учетом требований и возможностей современной вычислительной техники, весьма немногочисленны. Их создание осуществляется в рамках так называемого адаптивного тестирования, важнейшей особенностью которого является управление со стороны компьютера основными этапами психодиагностического процесса. Это означает, что должен поддерживаться постоянный и адекватный режим диалога между компьютером и обследуемым. Несмотря на достаточно широкое распространение компьютерных тестов (свыше тысячи тестов ныне используются на Западе в психологических исследованиях, образовании, промышленности и управлении), не утихают споры об их месте в решении многих психодиагностических задач. Наибольшее неприятие исследователей вызывает компьютерная интерпретация результатов тестирования. Простейшие дескриптивные компьютерные интерпретации игнорируют паттерны множественных шкал, содержат противоречивые и взаимозаменяемые утверждения, не обладают гибкостью. Обобщенные утверждения содержат некоторую долю истины обо всех людях, но не решают задачи их дифференциации (эффект Барнума). Компьютерные интерпретации, моделирующие диагностическую деятельность специалиста, далеки от совершенства, и их использование может привести к ошибкам.

Кубики Кооса представляют собой одно из самых полезных занятий. Эта методика, разработанная в 1920 году американским психологом и названная в честь него, служит как для оценки уровня интеллекта ребенка, так и для занятий по его повышению. Примечательно, что кубики Кооса используются и для взрослых: существует даже система перевода результатов этого теста в систему оценивания IQ. Итак, давайте познакомимся с основами данного метода.

Кубики Кооса – особенности методики

Как понятно из вышесказанного, методика Кооса – это невербальный тест, позволяющий оценить уровень интеллекта человека. А что же представляют собой сами кубики – основной стимульный материал в методике Кооса?

Это, как правило, деревянные кубики произвольного размера (обычно не более 35 мм3). Они раскрашены хитрым образом: есть полностью одноцветные, а есть и двухцветные, разделенные по диагонали: желто-синие и красно-белые. Кроме самих кубиков, в наборе также есть 17 карточек с заданиями. На каждой из них изображены узоры, которые ребенку (или взрослому) предлагается сложить из кубиков.

Сам смысл методики психологического тестирования предполагает несколько упражнений-тестов для детей, адаптированных в игровую форму. Вот основные из них.

  1. Построить фигуру из одних лишь одноцветных сторон кубиков.
  2. Использовать несколько двухцветных.
  3. Сложить заданную фигуру (например, кораблик с парусом) из определенного сочетания одно- и двухцветных граней.

Если первые изображения, которые предлагается сложить, являются достаточно простыми, то последние становятся всё менее симметричными. С увеличением сложности задания увеличивается и количество используемых для его решения кубиков, а также количество цветов на верхней грани складываемого изображения.

Очень важным является такой показатель, как время решения каждого задания, а также количество предпринятых попыток. Помимо описанных схем, ребенок всегда может складывать и самостоятельно придуманные узоры, задействуя свою смекалку и пространственные ориентиры.

На основе описания кубиков Кооса были разработаны игры по Малыши, играя с такими кубиками и выполняя задания с постепенным повышением уровня сложности, учатся:

  • анализу и синтезу, сопоставляя в уме нарисованный образец с имеющимися в наличии кубиками;
  • усидчивости;
  • применению имеющихся навыков мелкой моторики;
  • фокусировке своего внимания на одном виде деятельности;
  • умению работать в коллективе (если малыши играют парами или группами).

Кубики Кооса своими руками

Кубики Кооса можно приобрести в магазине, заказать в интернете или сделать самостоятельно. Последний вариант предпочитают мамы и папы, которые много времени уделяют развитию своих детей, а нередко и родители малышей с небольшими отклонениями в развитии, такими как минимальная мозговая дисфункция, нарушение пространственного ориентирования, различные неврозы.

Самый простой способ – скачать в интернете развертку бумажного кубика, распечатать на цветном принтере и склеить. Это потребует от вас минимальных вложений труда и времени.

Немного более сложным вариантом является изготовление деревянных кубиков и их последующее окрашивание. Получившийся в итоге результат будет радовать вас и ваших детей более длительное время, чем бумажные или картонные кубики.

Также имейте в виду, что при изготовлении кубиков Кооса своими руками вы можете самостоятельно выбрать уровень сложности – например, сделать их только двухцветными. Построение заданных фигур возможно из 4, 9 или 16 разноцветных кубиков.

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Кубики Кооса - методика, которая направлена на то, чтобы выявить у испытуемого способность к конструированию и созданию целого из отдельных деталей. При этом во внимание принимается пространственная ориентировка, анализ фигуры с использованием чертежа, а также её последующее воссоздание из имеющихся деталей (кубиков). Используется методика при работе с детьми и взрослыми.

Как был разработан тест

В 1927 году американский психолог К. Коос предложил уникальный тест. Эта разработка с течением времени была одобрена многими практиками психодиагностического направления. Кубики Кооса ярко окрашены, что обеспечивает их хорошую запоминаемость среди испытуемых. Аналога этому тестированию сейчас не существует, поэтому оно может символизировать психическую диагностику интеллекта.

От испытуемого требуется проявлять такие качества восприятия, как моторика, зрительно-моторная координация, эвристические способности и представления о пространстве. Природа заданий является комплексной. В результате кубики Кооса помогают оценить мыслительные процессы испытуемого. Проверяющий получает наглядное представление об интегральной характеристике наглядно-действенного мышления.

Что собой представляет набор

Комплект состоит из 16 кубиков, внешний вид которых предусмотрен методикой. То есть у фигур имеются стороны, окрашенные в цвета:

  1. Синий.
  2. Жёлтый.
  3. Белый.
  4. Красный.
  5. Жёлто-синий.
  6. Бело-красный.

Также в наборе имеется 18 чертежей, сложность которых постепенно возрастает. Для выполнения этих чертежей могут потребоваться не все имеющиеся кубики Кооса. Описание методики включено в методическое пособие, которое также имеется в наборе. В нём описана процедура проведения теста, расшифровка результатов, нормативные таблицы. Также указано, что для выполнения некоторых заданий требуется 4 или 9 фигур.

Как происходит исследование

Кубики Кооса - методика, которая используется для работы с детьми от 4 лет и более старшего возраста. Это определяет Ведь методика может быть использована в качестве обучающего эксперимента. Также она может применяться как материал, позволяющий исследовать

Ребёнок получает кубики Кооса, а также выбранный специалистом чертёж. После этого следует составить из кубиков ту фигуру, которая представлена на изображении. Начинать работу следует, используя чертежи наименьшей сложности.

Приёмы, используемые при проведении исследований:

  1. Можно провести диагностическое обучение. С этой целью нужно использовать чертежи и подсказки к ним. Но не следует раскрывать ребёнку более информации, чем это позволительно в эксперименте.
  2. Повторение заданий вполне допустимо. Например, проведение обучения предполагает самостоятельное выполнение задания ребёнком по аналогичному чертежу.
  3. Отличным методом является выполнение чертежа без использования образца. Для этого ребёнку следует представлять изображение.

Тестирование проводится в течение 15-20 минут.

В каких случаях обращаются к методике

С помощью этой методики становится возможным выявление особенностей ребёнка относительно аналитического мышления и синтеза. При этом используется материал, требующий без участия речи.

Этот критерий немаловажен в тех случаях, когда у ребёнка с речью явные проблемы. Он не слышит или не понимает того, что говорят. Также возможны случаи, в которых дети по каким-либо причинам отказываются вступать в контакты со взрослыми собеседниками.

Используя методику, можно выявить пространственные нарушения, имеющие место при поражении головного мозга. Это могут быть травмы головы, опухоли, а также повреждение сосудов головного мозга.

При работе со взрослыми кубики Кооса используют, чтобы составить представление об успешности профессиональной деятельности. Это касается сферы технической направленности или случаев, когда требуется выявить потенциальных мастеров, у которых золотые руки.

Обычно методика воспринимается детьми с должным уровнем энтузиазма. Они охотно соглашаются выполнить задание, потому что заинтересовываются им. Взрослые тоже относятся к тесту вполне дружелюбно. Кубики Кооса - стимульный материал, потому что действительно вызывает желание разгадать головоломку. Поэтому можно сказать, что методика работает полностью прозрачно. Также с помощью кубиков можно определить реакцию испытуемого на успех и наоборот.

Психодиагностика: конспект лекций Алексей Сергеевич Лучинин

15. Кубики Коса

15. Кубики Коса

Кубики Коса (КК) – невербальный тест интеллекта. Предложен К. Косом в 1920 г.

Испытуемому предлагают составить фигуры из цветных кубиков по рисункам-образцам. Тестовый материал состоит из шестнадцати кубиков с ребром 2,5 см, стороны которых окрашены в красный, белый, желтый и синий цвета. Оставшиеся две противоположные грани разделены по диагонали, причем одна окрашена в белый и красный цвета, а вторая – в синий и желтый (см. шкалы измерения интеллекта Векслера). В набор включены восемнадцать образцов фигур, первый из которых является тренировочным и выполняется совместно с испытуемым. Цвета рисунков-образцов соответствуют цветам кубиков, но размеры образцов вдвое меньше. Образцы размещены посередине картонной карточки, имеющей размер 10 ґ 7,5 см.

Задания следуют в порядке возрастающей трудности, что обеспечивается последовательной комбинацией следующих условий:

1. фигуру можно построить только из одноцветных сторон кубиков;

2. для построения фигуры следует использовать несколько двухцветных граней;

3. фигуру можно сложить только из двухцветных сторон или из сочетания двухцветных и одноцветных, причем на образце не обозначена граница между соседними кубиками;

4. образец повернут на 45°, т. е. стоит на ребре;

5. для составления фигур требуется использовать все большее количество кубиков;

6. образцы постепенно становятся все менее симметричными;

7. увеличивается количество цветов на образце;

8. образец не ограничивается рамкой, так что на краях сливается с фоном. Образцы-рисунки испытуемому предъявляются последовательно, тестирование прекращается после пяти последовавших друг за другом неудачных решений. Успешность оценивается с нескольких позиций. Самым важным показателем является время решения отдельных заданий. В протоколе фиксируется и количество попыток при выполнении. Первичные оценки по результатам выполнения заданий переводятся в показатель умственного возраста. В более поздних модификациях оценки переводятся в стандартные IQ-показатели. Данные дополняются качественным анализом поведения испытуемого.

КК принадлежат к часто применяемым тестам и широко используются как в оригинальной, так и в сокращенных модификациях. Ценность теста определяется особенностями деятельности испытуемого, которая моделируется его заданиями. Испытуемый начинает выполнение задания с анализа образца путем сопоставления фрагментов образца с гранями кубиков. Затем осуществляется генерализация выделяемого признака. Вслед за этим осуществляется переход к синтезу – констатация соответствия между образцом и собранной из кубиков фигурой. По мнению К. Коса, в ходе решения заданий задействуются все мыслительные процессы.

Имеются сведения о конструктной валидности кубиков Коса. Получена значимая корреляция со шкалой умственного развития Бине – Симона (r = 0,82 – у нормальных детей и r = 0,67 – у слабоумных детей). Изучались связи показателей КК с основными тестами интеллекта, в частности шкалой умственного развития Стэнфорд – Бине (r = 0,77), прогрессивными матрицами Равена (r = 0,81). Обращается внимание на независимость друг от друга показателей КК и тестов арифметических способностей.

Наиболее широкое применение кубики Коса находят в клинической психодиагностике ( В. М. Блейхер, И. В. Крук , 1986). По данным Л. Кошча (1976) тест весьма полезен при работе с такими разнообразными контингентами испытуемых, как творческие личности с высоким уровнем способностей и, с другой стороны, умственно отсталые лица; дети с минимальной мозговой дисфункцией, нарушением концентрации внимания, нарушением пространственной ориентировки; дети, страдающие неврозами; дети с задержкой психического развития, педагогически запущенные; больные юношеского и зрелого возраста, страдающие шизофренией. Тест может использоваться и при анализе интеллектуального потенциала здоровых лиц.

В отечественной психодиагностике кубики Коса используются чаще всего в том виде, как они представлены в соответствующем отдельно взятом субтесте шкалы измерения интеллекта Векслера.

Из книги Все об обычных яйцах автора Иван Дубровин

ПОСЫПКА ИЗ ВАРЕНЫХ ЯИЦ «БЕЛО-ЖЕЛТЫЕ КУБИКИ» Очищенные вареные яйца нарежьте мелкими кубиками. Посыпьте ими поверхность салата, заправленного майонезом или сметаной (например, «Селедка под шубой»).Вам понадобится: 3 вареных

Из книги Кожа и волосы. Стань для него божеством автора Георгий Эйтвин

Глава 2 Коса до пояса или бритый затылок? К волосам можно относиться по-разному. Некоторые воспринимают их как «бесплатное приложение» к голове, которое нужно иногда мыть и расчесывать. Но вы конечно же, считаете волосы украшением и одним из главных способов

Из книги Продукты без тайн! автора Лилия Петровна Малахова

Бульонные кубики Водный раствор солей глутаминовой кислоты имеет вкус, очень похожий на мясной или грибной. Разведите глутамат натрия в воде, добавьте в него приправки, ложку кулинарного жира, чуть-чуть вермишельки – и вот вам дешевый «мясной» суп. Отличить от настоящего

Из книги Коса до пят. Природные средства для красоты кожи и волос автора Агафья Тихоновна Звонарева

Агафья Тихоновна Звонарева Коса до пят. Природные средства для красоты кожи и

Из книги Польза и вред знакомых продуктов. Правда, которую от нас скрывали автора Игорь Подопригора

Мясные бульонные кубики. Недоразумение хозяйки Что это за продукт? Бульонные кубики изобретены в Германии (нет, не кулинаром, как вы могли подумать, а химиком!) в 1856 году Юстусом Либихом. Он просто выпарил из бульона воду и получил сухой продукт. В Европе они поначалу не

Из книги Умное сыроедение. Пища для тела, души и духа автора Сергей Михайлович Гладков

Из книги Вегетарианская кухня – правильный выбор автора Елена Грицак

Из книги Роскошные волосы. Уход, прически, укладки автора Елена Владимировна Доброва

Из книги Избавление от всех болезней. Уроки любви к себе автора Евгений Александрович Тарасов

Коса из жгутов Соберите волосы в хвост, закрепив его резинкой, разделите на 2 равные части, скрутите каждую из них в тугие жгуты в одном направлении. Жгуты перекрутите между собой в направлении, противоположном тому, в котором вы закручивали жгуты. Чтобы плетение

Из книги Самый полезный напиток на Земле. Сухое красное вино. Правда, которую от нас скрывают! автора Владимир Самарин

Нашла коса на камень Что же такое происходило с этими милыми представительницами прекрасного пола? И почему эта ячейка общества была уже на самой грани распада? И что же здесь нужно было делать, чтобы нормализовать внутрисемейные отношения?Увы, подобные столкновения

Из книги Скажи, что ты ешь, и я скажу, сколько ты проживешь! автора Игорь Витальевич Подопригора

Из книги автора

Мясные бульонные кубики: сплошное недоразумение Бульонные кубики изобретены в 1856 году в Германии (нет, не кулинаром, как вы могли подумать, а химиком Юстусом Либихом!). Он просто выпарил из бульона воду и получил сухой продукт. В СССР также производили бульонные кубики,