Нервно — психическое развитие детей раннего и дошкольного возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей Физическое и нервно психическое развитие дошкольников

Третьего года жизни

Характеристи­ка возраста ребенка третьего года жизни определяется тем, что было заложено на первом и втором годах в процессе развития и воспитания ребенка. На третьем году жизни ребенок становится более выносливым, так как совершенствуется деятельность всех его органов.

За год от двух до трех лет ребенок вырастает на 7-8см, его вес увеличивается на 2кг, изменяется комплекция, удлиняются ноги, происходит окостенение скелета. Со­вершенствуется ходьба: ребенок по сигналу взрослого может изменить направление и ритм ходьбы, увеличи­вается длина шага, но остаются несогласованными дви­жения рук и ног. Ребенок уже может кататься на трех­колесном велосипеде , приплясывать, подпрыгивать на двух ногах, уверенно лазать, подлезать, бросать мяч впе­ред и вниз, держа его двумя руками над головой или перед грудью. Совершенствуется мелкая моторика: ре­бенок почти самостоятельно может раздеться, одеться и развязать ботинки.

Физическое развитие ребенка – это, прежде всего, со­вершенствование способности ребенка управлять своим телом и выработка у ребенка самостоятельности, чтобы он мог достигать цели без помощи взрослого благодаря определенным умениям и навыкам.

В этот период совершенствуется строение внутренних органов, ребенок становится более устойчивым к заболе­ваниям.

Особенности психического развития .

К третьему году у ребенка совершенствуется развитие центральной нерв­ной системы (ЦНС) - фактически заканчивается форми­рование коры больших полушарий головного мозга, ее основных отделов, в дальнейшем идет уже ее специали­зация и усовершенствование.

Увеличивается предел работоспособности нервных клеток ребенка: бодрствует подряд 6-6,5 часа.

Кора головного мозга лучше контролирует деятель­ность подкорки, ребенок становится более терпеливым. Быстрее формируются новые условные рефлексы, перестраиваются старые навыки, формируются новые. Луч­ше развиваются тормозные процессы - ребенок умеет по­дождать, легче адаптируется к новым условиям. Но по-прежнему недостаточно развита подвижность нервных процессов - плохо реагирует на запреты, ему трудно переключиться с одного вида деятельности на другой.

Формирующиеся привычки не являются прочными и требуют частого подкрепления. Важно поддерживать уравновешенное поведение детей, предупреждать возмож­ность утомления или перевозбуждения.

Психическое развитие ребенка третьего года жизни’ характеризуется следующим состоянием основных пси­хических процессов.

Восприятие является доминирующей функцией со­знания. Этот период является начальным этапом сензитивного периода для развития предметного восприятия. Восприятие становится тоньше, дифференцировка луч­ше: ребенок узнает голоса и различает звуки на слух, ориентируется в физических свойствах предметов (цвет, форма, величина), в числовых и пространственных пред­ставлениях (много - мало, далеко - близко).

У ребенка развивается память - может вспомнить, что было в прошлом году. Он воспроизводит в играх дей­ствия взрослых, по частям узнает предмет.

Внимание становится более устойчивым. Ребенок мо­жет заниматься одним делом 15-20 минут. Совершенству­ется способность переключать и распределять свое внима­ние. Взрослый может фокусировать внимание ребенка.

Под влиянием восприятия продолжает развиваться мышление . На третьем году жизни оно из наглядно-дей­ственного становится наглядно-образным.

В 3 года у ребенка появляются элементы причинно-следственного мышления. Следовательно, у него начи­нают появляться представления о причинно-следствен­ных связях (стул упал, так как у него нет одной ножки). В процессе развития речи развивается и мышление ребенка. Если на втором году жизни речь была сред­ством общения со взрослым, то на третьем году жиз­ни - и с детьми, то есть происходит расширение функ­ций речи.

Развивается способность к обобщениям, формируют­ся элементарные представления о явлениях природы, об­щественной жизни, труде взрослых, о пространственных отношениях, о назначении предметов. Ребенок понима­ет устный рассказ взрослого без показа игрушки или картинки.

Одной из ведущих линий развития на 3-м году жизни является речь .

На третьем году жизни расширяется пассивный и активный словарь. Активный словарь к двум годам - 200-300 слов, к трем годам - 1200-1500 слов.

Ребенок начинает говорить сложными предложения­ми, происходит грамматизация слов, улучшается дикция, появляются вопросы: «зачем?», «почему?», «когда?».

В 2 года 6 месяцев - 3 года ребенок способен дей­ствовать в воображаемой ситуации, заменить один пред­мет другим. К трем годам ребенок способен делать умо­заключения, сравнения, способен на глубокие обобще­ния: «Кто летает?» - «Муха, самолет». На третьем году жизни ребенок учится пользоваться речью, то есть раз­вивается инициативная речь ребенка. Речь становится саморегулятором поведения и возникает из потребности ребенка общаться с окружающим миром - это средство социального общения.

Игровая деятельность на третьем году сложнее и раз­нообразнее. Ребенок играет с сюжетными и дидактичес­кими игрушками, рассматривает картинки, наблюдает за окружающим миром, целенаправленно двигается с мячами, выполняет простые просьбы взрослого.

Большое место в жизни ребенка занимает сюжетная игра.

В 2 года - в 2 года 6 месяцев преобладают сюжетно - отобразительные игры. В 3 года изменяется содержа­ние игры - дети производят в игре последовательные, взаимосвязанные действия. В игре начинают отражать­ся социальные отношения (ласковое обращение с кук­лой или наказание ее).

С 2 лет 6 месяцев начинает формироваться сюжетно-ролевая игра - ребенок не только отображает те или иные действия, но и начинает при этом сам кого-то изображать: «Я - доктор», «Я - шофер», то есть берет роль на себя. Но ролевая игра пока не становится основным видом игры, часто ребенок забывает о взятой на себя роли.

В период от 2 лет 6 месяцев до 3 лет дети играют без определенного сюжета - заводят игрушки, раскладыва­ют предметы. Детей занимает не только процесс, но и результат: они экспериментируют с предметами, желая узнать их свойства.

Источником возникновения игры являются не толь­ко непосредственно воспринимаемые явления, но и впечатления, полученные ранее. В процессе игры дети мно­го двигаются, ходят, возят, катают. Игра становится длительной и сосредоточенной. Дети могут играть не­прерывно 20-30 минут.

В игре проявляются разнообразные чувства и состоя­ния детей: удовольствие, радость, огорчение, страх, сму­щение, обида, чувство привязанности. Появляется эсте­тическое чувство: охотно слушают музыку, пение, сти­хи, потешки, сказки. Трехлетние дети замечают краси­вое в природе, в одежде, в быту, понимают комичное, смешное, охотно помогают взрослым и младшим детям.

На третьем году жизни появляются специфические поведенческие реакции, говорящие о кризисе самооп­ределения. Идет борьба двух противоречивых тенден­ций: стремление к автономизации (я сам) и сохранение потребности в защите и эмоциональной близости.

Таким образом, к трем годам жизни выявляются

сле­дующие показатели зрелости ребенка.

1. Коммуникативное поведение, формирующее парт­нерские отношения со сверстниками.

2. Продолжает развиваться наглядно-образное мышле­ние и сенсорно-моторный интеллект, формируются сенсор­ные эталоны цвета, формы, размера и ориентация на эти признаки в практической жизни. Появляются первые на­выки графико-символической деятельности - элементар­ный предметный рисунок, но остаются и каракули.

3. Игровая деятельность в виде сюжетной и сюжетно-ролевой игры вместе со взрослым. Игровые действия ребенка становятся более развернутыми. Продолжает развиваться предметно-практическая игра: элементарные формы творческого конструирования и игры с дидакти­ческой игрушкой.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи.

Интенсивно протекающие процессы роста и созревания детского организма определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды. На физическом развитии детей заметно отражаются особенности климата, жилищно-бытовые условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.

В связи с этим уровень физического развития детей принято считать достоверным показателем их здоровья. При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели:

1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до трех лет - окружность головы.

2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.

3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.

Длина тела. Показатель длины тела является наиболее стабильным по сравнению с другими показателями физического развития. Наибольший темп роста отмечается в первые три месяца жизни ребенка (табл. 1).

Таблица 1

Прибавка длины и массы тела у детей первого года жизни

При правильном развитии ребенка прибавка длины тела за месяц может колебаться от +1 до -1 см. За второй год прибавка длины тела составляет 11-12 см, за третий год жизни - 8 см, за четвертый - 6 см. К четырем годам рост ребенка достигает 100 см.

В дальнейшем (до 10 лет) для определения Прибавки длины тела можно пользоваться формулой: длина тела ребенка Р = 100 см + 6 (П - 4), где П - число лет, 6 - средняя ежегодная прибавка длины тела, см. Наиболее интенсивный рост наблюдается в 5-7 лет и в период начала полового созревания.

Масса тела. Это лабильный показатель, который может изменяться под влиянием конституциональных особенностей, нервно-эндокринных и соматических нарушений; он также зависит от экзогенных причин (питание, режим).

Наиболее интенсивная прибавка массы тела ребенка отмечается на первом году жизни и в пубертатном периоде.

Средняя масса тела новорожденных мальчиков 3494 г, девочек - 3348 г. Масса тела ребенка к 4-4,5 мес удваивается, к году утраивается. В первый месяц жизни ребенок прибавляет 600 г, во второй и третий - по 800 г. Норму прибавки массы тела ребенка после третьего месяца за каждый последующий месяц жизни можно рассчитать, вычитая от прибавки предыдущего месяца 50 г, или по формуле: X = 800 - 50 х (П - 3), где X - ожидаемая ежемесячная прибавка массы тела, П - число месяцев.

Темп увеличения массы тела у детей после года ослабевает и в среднем составляет 2 кг ежегодно.

Ожидаемую массу тела ребенка до 10 лет можно рассчитать по формуле: Р = масса тела ребенка в 1 год + 2 кг х (П - 1), где Р - ожидаемая масса, П - число лет. Массу тела ребенка старше 10 лет можно определить с помощью формулы И. М. Воронцова: масса тела детей старше 10 лет = возраст х 3 + последняя цифра числа лет.

Окружность головы и грудной клетки. При рождении окружность головы у доношенных детей 33-37,5 см, она не должна превышать окружность грудной клетки больше чем на 1-2 см. В первые 3-5 мес ежемесячная прибавка составляет 1-1,5 см, а затем 0,5-0,7 см в месяц.

К году окружность головы увеличивается на 10-12 см и достигает 46-48 см. Окружность головы ребенка в возрасте 1-3 лет увеличивается на 1 см в год. С 4 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,5 см. К 6 годам она равна 50-51 см, а за все последующие годы увеличивается на 5-6 см.

Окружность грудной клетки у новорожденных 33- 35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5-2 см. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15-20 см, затем интенсивность нарастания этого показателя снижается, и к дошкольному возрасту окружность грудной клетки в среднем увеличивается на 3 см, а в школьном - на 1-2 см в год. Переднезадний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного размера или равен ему. Уже в конце первого года жизни поперечный размер начинает превышать переднезадний и форма грудной клетки начинает приближаться к конфигурации взрослого, т. е. уплощается. Для оценки пропорциональности развития ребенка можно использовать некоторые антропометрические индексы.

Индекс Чулицкой: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени - длина тела у детей до 1 года равняется 25-20 см, а в 2-3 года - 20 см, в 6-7 лет - 15-10 см.

Индекс Эрисмана: окружность грудной клетки превышает полурост у детей до 1 года на 13,5-10 см, в 2-3 года - на 9-6 см, в 6-7 лет - на 4-2 см, в 8-10 лет - больше на 1 см или меньше на 3 см.

Индивидуальную оценку физического развития проводят путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с нормативами и стандартами, разработанными специально для данного региона с учетом этнической принадлежности ребенка и климатогеогра-фических условий проживания. Такие нормативы разработаны для центральных и многих других регионов страны (1977-1988 гг.) с применением параметрических и непараметрических методов математического анализа с последующим расчетом на ЭВМ. С помощью предлагаемых нормативов оценка морфофункционального развития детей может быть сделана сигмальным, регрессионным или центильным методом. Таблицы регрессии, например, позволяют правильно оценить не только соответствие физического развития возрасту, но и пропорциональность физического развития у детей одного возраста с различным ростом. Представленные в виде соматограмм таблицы регрессии помогают быстро и с достаточной точностью сопоставить уровень физического развития детей с их календарным возрастом, что удобно при массовых профилактических обследованиях в дошкольных детских учреждениях и в школах. Разработаны и единые таблицы оценки физического развития, приемлемые на любой территории страны, принимая во внимание этническую принадлежность и место проживания (город, сельская местность).

В основу построения таких единых для всех регионов таблиц положена универсальная устойчивость соотношений массы тела и роста, окружности грудной клетки и роста. Величины этих соотношений у мальчиков и девочек близки независимо от этнической принадлежности и в значительно большей степени зависят от длины тела, чем от паспортного возраста (табл.2).

Таблица 2

Параметры оценки физического развития детей в возрасте 1-11 лет

ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ

Половые различия в показателях физического развития значительно выражены только с наступлением половой зрелости. Период жизни, когда растущий организм достигает биологической половой зрелости, называется пубертатным и характеризуется появлением
вторичных половых признаков. Время появления последних зависит от состояния здоровья, питания, климатических условий и генетических особенностей. У девочек внешние проявления признаков полового развития отмечаются в 8 лет, у мальчиков - в 9-10 лет (табл.3).

Таблица 3

Сроки появления вторичных половых признаков

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у девочек:

1. Развитие молочных желез (Ma - mammae): Мао - детский сосок Mai (стадия I) - околососковый кружок выдается над уровнем кожи

Ма2 (стадия II) - околососковый кружок больших размеров, вместе с соском образует конус, железа несколько выдается над уровнем кожи

Маз (стадия III) - железа приподнята, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса

Ма4 (стадия IV) - сосок поднимается над околососковым кружком, железа принимает такие же формы и размеры, как у взрослой женщины.

2. Появление волос на лобке (Р - pubis):

Ро - отсутствие волос

PI - единичные короткие волосы

Р2 - волосы на центральной части лобка более густые, длинные

Рз - волосы длинные, густые, вьющиеся на всем треугольнике лобка

Р4 - волосы, расположенные на всей области лобка, переходят на бедра, густые, вьющиеся, с характерной горизонтальной границей.

3. Развитие волос в подмышечной впадине (А - axillaris):

АО - отсутствие волос

AI - единичные волосы

А2 - волосы более густые на центральном участке впадины

Аз - волосы густые, длинные по всей подмышечной области.

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у мальчиков:

1. Развитие волос на лобке: Ро - отсутствие волос Pi - отдельные прямые волоски Р2 - более густые курчавые волосы, верхняя граница

горизонтальная Рз - густое оволосение на лобке и начинающееся в направлении к пупку

Р4 - густое оволосение по направлению к пупку и на внутренней поверхности бедер.

2. Развитие волос в подмышечной впадине: АО - отсутствие волос AI - отдельные прямые волоски А2 - волосы курчавые, но редкие Аз - густое оволосение, волосы курчавые, пигментация передней подмышечной складки.

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Масса головного мозга новорожденного составляет 1$ массы тела, к году она достигает уже Vu, к пяти годам - V\4. У взрослого человека масса мозга равна 1/40 массы тела. Таким образом, на 1 кг массы новорожденного приходится 109 г вещества мозга, взрослого - 20-25 г.

Формирование головного мозга не заканчивается к моменту рождения. Большие полушария мозга имеют возрастную особенность: извилины и крупные борозды малой высоты и глубины. Мелких борозд мало, их число увеличивается уже в первые месяцы жизни. Размеры лобной доли относительно меньше, чем у взрослого человека, а затылочной - наоборот, больше. Мозжечок развит слабо, полушария его малых размеров и толщины, борозды поверхностные. Боковые желудочки велики, растянуты.

Серое вещество плохо дифференцирование от белого, практически отсутствует миелиновая оболочка. Более законченными в своем развитии к моменту рождения ребенка являются ядра гипоталамуса, продолговатый и спинной мозг. Поскольку кора головного мозга, пирамидные пути, полосатое тело к рождению ребенка развиты недостаточно и в функциональном отношении незрелы, деятельность всех жизнеобеспе-чивающих органов у новорожденного регулируется подкорковыми центрами. Несмотря на относительную незрелость, нервная система вполне обеспечивает новорожденного безусловными врожденными рефлексами, которые, с одной стороны, служат для обеспечения питания, контакта с окружающей средой, защиты, а с другой - являются основой для формирования в дальнейшем более сложных форм деятельности.

С первых дней жизни у ребенка функционируют все органы чувств. Отличительной особенностью новорожденного является недифференцированный характер всех его реакций, склонных к генерализации. Раздражение того или иного рецептора вызывает не локальную, а разлитую реакцию.

С возрастом масса головного мозга у ребенка увеличивается: к 9 мес удваивается, к 3 годам утраивается, а затем к 6-7 годам скорость нарастания массы мозга замедляется.

Процесс дифференциации нервных клеток сводится к значительному росту аксонов, их миелинизации, росту и увеличению разветвленности дендритов, образованию непосредственных контактов между отростками нервных клеток (так называемых межнейронных синапсов). Развитие нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок. Особенно энергично оно протекает в течение первых 3 мес жизни. Дифферен-цировка нервных клеток заканчивается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению почти не отличается от коры взрослого человека. Миелинизация завершается к 5 годам.

У детей мозг кровоснабжается лучше, чем у взрослых, что объясняется богатством капиллярной сети. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает повышенную потребность в кислороде быстро растущей нервной ткани. Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни замедлен, так как диплоические вены образуются лишь после закрытия родничков. Этим объясняется склонность детей первого года жизни к нейротоксикозу при инфекционных заболеваниях вследствие аккумулирования токсичных веществ и продуктов нарушенного метаболизма. Этому же способствует повышенная проницаемость гематоэнцефаличе-ского барьера.

С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов. К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.

Врожденные реакции в форме безусловных рефлексов вполне обеспечивают существование ребенка лишь в первые дни жизни. В дальнейшем основными в жизнедеятельности ребенка являются приобретенные рефлексы, обеспечивающие необходимый уровень взаимодействия организма с внешней средой.

В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов. В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.

Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов, на первом году жизни идет быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой, и они у ребенка более устойчивы. Сравнительно быстро дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в последующем остаются на всю жизнь.

Огромную роль в поведении ребенка играет речь. Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

Важно помнить, что развитие речи является также продуктом и результатом общения ребенка со взрослым, результатом воспитательной активности.

Развитие и воспитание ребенка складываются из определенного распорядка жизни (режим), из привития ему необходимых навыков, создания условий, которые обеспечили бы правильное развитие его движений, речи, способствовали бы правильному физическому развитию, бодрому, жизнерадостному настроению.

В табл.4 представлены показатели нервно-психического развития детей первого года жизни по месяцам с изложением режимных процессов и рекомендаций по воспитанию.

Таблица 4


Продолжение табл. 4


Продолжение табл. 4


Продолжение табл. 4


Физиологическая незрелость нервной системы, эво-люционно-возрастные особенности растущего и развивающегося мозга являются причиной частых затруднений при врачебной оценке нарушений психомоторного развития детей грудного возраста. Для распознавания отклонений в психомоторном развитии необходимы тщательное неврологическое обследование и глубокий анализ неврологического статуса. В то же время раннее выявление нарушений и особенно негрубых, «малых форм» патологии на первом году жизни важно для своевременного патогенетического лечения. В этом плане большой интерес представляет методика количественной оценки уровня возрастного развития новорожденных и детей грудного возраста, предложенная Л. Т. Журбой и Е. М. Мастюковой.

Для облегчения ранней диагностики отклонений в развитии авторами разработаны скринирующие количественные оценочные таблицы, применение которых в работе с новорожденными и детьми грудного возраста (комнаты здорового ребенка детских поликлиник и др.) окажет большую помощь врачу-педиатру.

На втором году жизни продолжается интенсивное психомоторное и физическое развитие ребенка. Условные рефлексы в этом возрасте начинают формироваться быстрее. Дети подвижны, в их поведении преобладают яркие положительные эмоции, они произносят много звуков и слов, часто улыбаются и громко смеются, проявляя повышенный интерес к окружающему. В первом полугодии 2-го года жизни совершенствуется ходьба, улучшаются координация движений и понимание речи, значительно увеличивается словарный запас. Во втором полугодии игра приобретает сюжетный характер, дети стремятся к играм друг с другом, начинают выполнять требования взрослых, обучаются элементарным правилам поведения.

В возрасте 4-7 лет дети приобретают относительную самостоятельность. Они получают впечатления не только от непосредственного воздействия окружающего мира, но и от прослушивания или чтения книг, рассказов взрослых. На занятиях дети усваивают сведения о природе и общественной жизни. Начинают конструировать, рисовать, лепить, петь, приобретают простейшие трудовые навыки. В тесной связи с этим находится формирование моральных качеств, элементарных эстетических восприятий, норм общественного поведения. Развивается мышление, сначала конкретно-реалистическое, а в начале школьного возраста и абстрактное. Развитие более высоких ступеней мышления завершается к 13-15 годам.

Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М.: Медицина, 1981.

Различают 4 этапа формирования психики ребенка.

Первый этап - моторный, характеризуется овладением основными моторными навыками на протяжении первого года жизни ребенка.

Второй этап - сенсорный, продолжается от 1 года до 3 лет. Движения приобретают психомоторный характер, т. е. становятся осознанными. Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.

Третий этап - аффективный, длится от 3 до 12 лет. Деятельность детей приобретает постоянный индивидуальный характер.

Четвертый этап - идеаторный (12-14 лет). Формируются усложненные понятия, суждения, умозаключения. Дети начинают строить предварительный план поступков в уме. Мышление становится абстрактным. Начинает формироваться личность.

В отдельные периоды жизни повышен риск возникновения у детей психических нарушений и болезней. Эти периоды называются кризисными.

Выделяют 2 кризиса: в 2-3,5 года и в 12-15 лет.

В первом возрастном кризисе - парапубертатном- быстрое формирование психических и физических качеств напрягает деятельность всех жизнеобеспечиваю-щих систем. Часть болезненных состояний психической сферы берет свое начало именно в этом возрасте. Второй возрастной кризис - пубертатный-связан с перестройкой функции желез внутренней секреции, бурным ростом детей, половым метаморфозом. В этот период дети очень ранимы и требуют особого внимания.

Физическое развитие ребенка, как показано выше, представляет собой процесс биологического созревания клеток, тканей, органов и всего организма в целом. Внеш­не оно характеризуется увеличением размеров частей тела ребенка и изменением функциональной деятельности его различных органов и систем.

Психическое развитие представляет собой процесс формирования познавательной деятельности детей и под­ростков (совершенствование процессов ощущения, вос­приятия, памяти и др.), развитие у них чувств и воли, формирование различных свойств личности: темпера­мента, характера, способностей, потребностей и интересов.

Физическое развитие детей и подростков изучают био­логические науки: возрастная физиология исследует функциональные особенности развивающегося организма, возрастная морфология - формообразовательные про­цессы и структурные изменения организмов в течение их индивидуального развития. Химические процессы и хими­ческий состав организмов детей и подростков являются предметом изучения возрастной биохимии, а закономерно­сти формирования детского организма в процессе пренатального развития - предметом эмбриологии. Материаль­ные механизмы наследственности, закономерности пере­дачи наследственных свойств от родителей потомству, их проявление и изменчивость в процессе онтогенеза изу­чает генетика. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков являются также предметом исследований антропологии - науки о происхождении человека и его рас и проблемах их современной эволюции.

Важное значение для изучения физического развития детей и подростков имеют медицинские науки (рис. 1).

Психическое развитие детей и подростков изучают психологические науки, педагогика и социология, поэтому мы в дальнейшем будем касаться этих вопросов лишь по­стольку, поскольку в основе всех без исключения психи­ческих процессов человека лежит физиологическая дея­тельность его мозга.

Физическое и психическое развитие человека тесно связаны, но это не дает основания для вульгарно-мате­риалистического отождествления качественно различных психических и физиологических процессов. «Физиологи­ческие механизмы психических явлений,- отмечает со­ветский философ А. Г. Спиркин,- нельзя смешивать и отождествлять с содержанием психики, которое представ­ляет собой отражение действительности в форме субъек­тивных, идеальных, чувственных и понятийных об­разов».

Физическое и психическое развитие детей и подростков не только связаны между собой, но и взаимно обусловливают друг друга. Это свидетельствует о том, что раз­витие ребенка есть единый и целостный процесс. Общеизвестно, что существенные дефекты в развитии головного мозга, несмотря на адекватное обучение и воспитание ребенка, непременно нарушают и его психическое развитие. С другой стороны, дефекты в обучении и воспитании нормального ребенка могут привести к необратимым струк­турным и функциональным нарушениям деятельности его мозга.

Под термином «физическое развитие ребенка» понимается динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, отдельных частей тела) в разные периоды детства.

На рост и развитие ребёнка оказывают своё влияние

1.эндогенные факторы — здоровье родителей

2.факторы внешней среды — питание, заболевания, уход, воспитание и т.д. Степень физического развития зависит как от генетических особенностей, так и от социальных условий.

ЭНДОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ

Эндогенные причины находятся в зависимости от того влияния, которое оказывают на увеличение роста и массы тела эндокринные железы.

В самом раннем периоде это влияние исходит из вилочковой железы, с конца первого года жизни — из щитовидной железы и с 3-4 лет — из гипофиза. Уровень гормонов, участвующих в процессе роста и чувствительность тканей к их действию – определяется генотипом. Гормонами, способствующими росту, являются: соматотропный гормон гипофиза (СТГ), гормоны щитовидной железы и инсулин. СТГ стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез.

ЭКЗОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ

Экзогенные факторы — это те условия, в которые ребёнок попадает после рождения.

Это прежде всего питание (пластический и энергетический материал). Количественно и качественно недостаточное питание в первую очередь тормозит нарастание массы тела, а затем роста.

Климато-географические условия

На рост ребёнка влияют движения, которые увеличивают рост костей, усиливают обмен веществ

Для оценки физического развития детей до 1 года лучше использовать следующие показатели:

2. Массу тела;

3. Пропорциональность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые антропометрические индексы);

4. Статические функции (двигательные умения ребенка);

5. Своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).

Основные критерии физического развития детей разных возрастов:

Масса тела

Длина тела

Окружность головы

Пропорции тела: телосложение, осанка

Наиболее стабильным показателем физического развития является рост ребенка.

Наибольший темп роста отмечается в первые три месяца жизни ребенка.

У доношенных рождённых рост колеблется от 46 до 60 см. В среднем –48-52 см

За первый год ребёнок прибавляет в росте в среднем 25 см., так что к году его рост составляет в среднем 75-76 см.

Эмпирические формулы расчета антропометрических данных у детей

Длина тела (до 1 года)

Дл. тела 6 мес. =66 см,

< 6 мес = 66-2,5 см (на каждый недостающий месяц)

> 6 мес = 66+1,5 см (на каждый свыше месяц)

МАССА ТЕЛА

Особенно интенсивно прибавка в массе тела происходит в первую четверть года. Масса тела доношенных новорожденных колеблется от 2600 до 4000 г и в среднем равна 3-3,5 кг

В норме у большинства детей к 3-5 дню жизни отмечается «физиологическая» убыль в массе до 5-8 %. Это объясняется большей потерей воды при недостаточном количестве молока. Восстановление физиологической потери массы тела происходит на 3-5 день максимум к 2 неделям.

МАССА ТЕЛА

Динамика массы тела характеризуется большей прибавкой в первые 6 месяцев жизни и меньшей к концу первого года.

Масса тела ребёнка к 4,5 месяцам удваивается, к году утраивается, несмотря на то, что этот показатель может изменяться и зависит от питания, перенесенных заболеваний и т.д. Энергия нарастания массы тела с каждым месяцем жизни постепенно ослабевает.

Ежемесячная прибавка массы тела у детей до года

Эмпирические формулы расчета массы тела

Масса тела (до года)

Масса тела 6 мес=8 200 г.

< 6 мес= 8200-800 (на каждый недостающий месяц)

> 6 мес= 8200+400 (на каждый свыше месяц)

1 год = 10,5-11 кг

Окружность груди

У новорожденного окружность грудной клетки составляет 33-35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5-2 см. в месяц.

К году окружность грудной клетки увеличивается на 15-20 см., Эмпирические формулы расчета окружности груди

Окружность груди (до 1 года)

Окружность груди 6 мес= 45 см

< 6 мес= 45-2 см (на каждый недостающий месяц)

> 6 мес= 45+ 0,5 см (на каждый свыше месяц)

Окружность головы

Окружность груди у доношенных меньше окружности головы при рождении.

Окружность головы у доношенных детей колеблется в достаточно широких пределах – от 33,5 до 37,5 см., в среднем равна 35 см.

При сравнении следует учитывать, что при рождении голова не должна превышать окружность грудной клетки больше, чем на 2 см.

В первые 3- 5 месяцев ежемесячная прибавка равна 1,0-1,5 см, а затем 0,5 –0,7 см.

К году окружность головы увеличивается на 10-12 см и достигает 46-47-48 см (в среднем 47 см.).

Эмпирические формулы расчета окружности головы

Окружность головы (до 1 года)

Окружность головы 6 мес =43 см

< 6 мес= 43-1,5 см (на каждый недостающий месяц)

> 6 мес= 43+ 0,5 см (на каждый свыше месяц)

ЦЕНТИЛЬНЫЕ ТАБЛИЦЫ

Двухмерные центильные шкалы - «длина тела - масса тела», «длина тела - окружность груди», в которых рассчитываются значения массы тела и окружности груди на должную длину тела, позволяют судить о гармоничности развития.

Обычно для характеристики выборки применяются 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й центили.

3-й центиль - это такая величина показателя, меньше которой он наблюдается у 3 % членов выборки; величина показателя меньше 10-го центиля - у 10 % членов выборки и т. д.

Промежутки между центилями названы центильными коридорами.

Выделяют 7 центильных коридоров

Показатели, попавшие:

в 4-5-й коридоры (25-75-я центили), следует считать средними,

в 3-й (10- 25-я центили) - ниже средних,

во 2-й (3-10-я центили) - низкими,

в 1-й (до 3-й центили) - очень низкими,

в 6-й (75-90-я центили) - выше средних,

в 7-й (90-97-я центили) - высокими,

в 8-й (выше 97-й центили) - очень высокими.

Гармоничным является физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди соответствуют длине тела, то есть попадают в 4-5-е центильные коридоры (25-75-я центили) .

Дисгармоничным считается физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди отстают от должных (3-й коридор, 10- 25-я центили) или больше должных (6-й коридор, 75-90-я центили) за счет повышенного жироотложения.

Резко дисгармоничным следует считать физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди отстают от должных (2-й коридор, 3-10-я центили) или превышают должную величину (7-й коридор, 90- 97-я центили) за счет повышенного жироотложения.

Нервно-психическое развитие детей до года

Нервно-психическое развитие ребёнка еще в большей степени, чем развитие физическое, зависит от воздействия окружающей среды.

При нормальном внутриутробном развитии и нормальных родах ребёнок рождается с достаточно развитой нервной системой. После рождения центральная нервная система продолжает развиваться и усложняться. В первые месяцы жизни ребёнка происходит интенсивное морфологическое развитие мозга и его структурных элементов.

Масса головного мозга новорожденного составляет 1/8 массы тела, к году она

достигает уже1/11 Основными показателями нервно-психического развития детей до года являются

Физиологические рефлексы новорожденных;

Формирование условных рефлексов (пищевые рефлексы, зрительные рефлексы, слуховые рефлексы);

Эмоциональные реакции (улыбается, громко смеется, узнает мать и ухаживающий персонал, появление самостоятельного «комплекса оживления», негативная реакция на отнимание игрушки, привлечение внимания взрослого);

Голосовые реакции и понимание речи (гулит, произносит слоги, произносит первые слова, знает 10-12-13 слов, понимает название отдельных игрушек, выполняет действия с игрушкой по просьбе взрослого, понимает запрет «нельзя»).

Новорожденный

Новорожденный ребёнок слышит, видит, ощущает боль, тепло, холод, воспринимает запахи и разные вкусовые раздражения. Хорошо выражены зевательный, сосательный и глотательный рефлексы.

С первых же дней обнаруживаются хоботковый рефлекс, положительный рефлекс Бабинского, рефлекс охватывания МОРО, тонический рефлекс рук или рефлекс Робинсона,

Рефлексы

Положительны рефлексы: Бабкина, рефлекс Галанта, рефлекс Переса, глазной рефлекс Пейпера поисковый рефлекс.

Отмечается также положительный глабелярный рефлекс и пяточный рефлекс Аршавского.

Зрачковый и роговичный рефлексы положительны, мигательный рефлекс отсутствует.

Движения глаз не совсем координированы, часто наблюдается физиологическое косоглазие, а также нистагм.