Равиль гайнутдин биография семья. Равиль Гайнутдин: биография

- Уважаемый муфтий, вы помните, кто научил вас первой молитве?

Есть два вида молитв: намаз - молитва как земной поклон, и молитва-мольба, которая совершается и стоя, и сидя, и в любой момент. Вот такой молитве-мольбе на арабском языке меня научила бабушка, мне было тогда пять-шесть лет. Молитв было несколько, и я читал их перед сном.

- У вас была религиозная семья?

Я родился и вырос в татарской деревне, а именно в деревнях вера была сохранена. Если рождался ребёнок, то обязательно совершался обряд имянаречения. Если человек уходил из земной жизни, совершали поминальную молитву. По праздникам, если власти не разрешали открывать мечети, люди собирались на кладбище и там совершали намазы. А по пятницам на богослужения собирались у кого-нибудь дома.

Как отнеслись родители к тому, что бабушка учила вас молитвам? Всё-таки советская власть тогда не приветствовала религиозность.

Родители радовались, что их ребёнок растет послушным и богобоязненным, что он воспитывается на религиозных традициях. Это уже потом, в школе нам стали прививать идеологию.

Почему в вашей официальной биографии на многих сайтах пропущен период вашей учебы в казанском театральном училище? Это специально замалчивается?

Нет. Наоборот, в своих интервью я часто рассказываю об этом специально. Имам - представитель ислама. Исходя из этого, я всегда говорю о том, что наши имамы должны быть не только грамотными и образованными, здоровыми, чтобы у них были здоровые зубы, хорошая дикция, а внешне они должны быть привлекательны, они ещё должны уметь держать себя в обществе, иметь хорошую дикцию, уметь логически мыслить и излагать мысли.

Последнее связано и с тем, как сегодня представляют мусульман в кино и на телевидении. Чаще всего их показывают бандитами, с оружием в руках, с зелёной повязкой на лбу, невоспитанными и злыми. Такие мусульмане в кино убивают русских, они террористы, а русский парень, хорошо одетый, едет на БТР и убивает этого мусульманина. Нельзя такими примерами воспитывать будущее поколение, разделяя общество на хорошие и плохие народы. Дети из горных селений, посмотрев такой фильм, будут думать, что нужно уходить в горы и защищать свой народ от русских, которые убивают мусульман.

Поэтому я говорю приёмным комиссиям наших учебных заведений, что на учёбу брать нужно людей с добрым лицом. Я сам закончил театральное училище и знаю, как важно священнослужителю знание некоторых способов и приёмов передачи своих мыслей, где и на каком месте делать акцент. Мне очень помогает моё первое образование. Я ввел в Московском исламском университете специальный предмет - хутба - гомилетика- риторика.

- Какое отделение в училище вы закончили?

Актёрское.

- Вы что, в самом деле хотели стать актёром?

Это было юношеское, немного романтическое увлечение. Я очень любил татарский театр и помню, как в деревне семьями собирались у тех, у кого был телевизор, когда показывали татарский спектакль. Мы были влюблены в наших актрис! Мы хотели подражать нашим артистам, быть похожими на них! Это очень свойственно юности, так ведь?

- Православная церковь двояко относится к театру. Как ислам относится к этому виду искусства?

Если спектакли носят воспитательные функции, если они пробуждают в человеке добро, то такие приветствует. Но сегодня в театре есть спектакли, которые пропагандируют пошлость, разврат и безнравственность. Такие спектакли религия, конечно, приветствовать не может.

- В Москве часто ходите в театр?

Очень редко. Но когда я бываю в Казани или Уфе, то в свою программу обязательно включаю посещение театра.

- Закончив театральное училище, в театр работать вы не пошли?

Нет, меня пригласили работать на телевидение. Сначала я был ассистентом режиссёра в редакции литературно-драматических передач. Спустя время в этой же должности я стал выполнять обязанности режиссёра и, видимо, я был надёжным человеком, если мне доверяли быть выпускающим редактором всех вечерних программ. Спустя время руководство казанской студии телевидения захотело, чтобы я стал работать режиссёром, и послали меня поступать на заочное отделение ленинградского института театра, музыки и кинематографии.

Я горжусь, что был первым выпускающим на казанской студии телевидения, кто предложил, чтобы ведущая читала текст сидя в кресле свободно, непринужденно, на красивом фоне, а не за столом.

- Как же получилось, что вы стали священнослужителем?

К тому времени я уже начал изучать Коран, совершать намазы, ходить в мечеть. Я познакомился с двумя студентами бухарского медресе и вместе с ними изучал арабский язык и Коран. Потом мне поступило предложение поехать учиться в Бухарское исламское медресе «Мир-Араб» на имама.

Когда о моём решении поехать в Бухару стало известно многим, меня пригласил на беседу уполномоченный по делам религии при Совете министров СССР по Татарской АССР и почти два часа уговаривал меня не ехать. «Куда ты едешь? Кому ты потом будешь нужен? Посмотри, ведь никто не ходит в мечеть! Что ты будешь делать, когда вернешься?»- говорил он мне. Убеждал меня в неверности моего решения: «Ты же образованный человек и театральное с красным дипломом закончил, общаешься с такими уважаемыми людьми на телевидении, деятелями науки и культуры! Одумайся!» Но я был твёрд в своём решении.

Когда вы поступили в медресе, не было у вас чувства одиночества или понимания, что к вам в советском обществе будут относиться как к изгою?

Ничего подобного не было. Учился я хорошо, у меня была хорошая, натренированная ещё в театральном училище память - там приходилось заучивать очень большие тексты. В медресе нам задавали каждый день учить аяты из Корана, и каждый день я выучивал их наизусть.

- Сколько вам было тогда лет?

Двадцать один год.

- И вы в таком возрасте совсем не интересовались мирской жизнью, только учились?

Она у меня была. К тому времени я уже был женат, родилась дочь, и семья жила вместе со мной в Бухаре. Вместе со мной учились ребята из других городов, и они тоже были со своими семьями. Мы ходили друг к другу в гости, готовили плов.

У нас был преподаватель персидского языка, он курировал культурную жизнь студентов медресе. В те времена нас обязывали читать советские газеты и ходить в кино. Каждую пятницу мы ходили в городской кинотеатр «Бухара» на премьеру нового фильма, то есть можно сказать, что жили нормальной жизнью советского человека.

- Чем занимаются ваши дочери?

Они уже взрослые. Старшая, можно сказать, пошла по моим стопам, только в преподавательской деятельности - закончила институт стран Азии и Африки при МГУ, сейчас работает старшим преподавателем на кафедре арабской филологии МГУ и готовится к защите кандидатской на тему: «Образы пророков в Коране и Сунне». Младшая закончила тот же институт и работает переводчиком с турецкого языка.

- У вас есть семейные традиции?

Новый год - семейный праздник, и мы всегда отмечаем его дома с семьей. Но у мусульман два Новых года - светский и по лунному календарю. Каждый Новый год мы встречаем чтением священного Корана и обращением к Всевышнему, чтобы год был благополучным.

- Какие подарки дарят вам жена и дети на день рождения?

Разные. Могут подарить красивую рубашку или галстук, хорошую ручку - «Паркер» или «Монтеграппа». Недавно дети подарили мне цифровой фотоаппарат. Когда с супругой были на отдыхе, я брал его с собой и фотографировал красивые места.

- Быстро научились пользоваться?

По-моему, там ничему не надо учиться.

- А где вы обычно отдыхаете?

Я предпочитаю спокойный отдых, и чаще всего мы выбираем один и тот же санаторий в Сочи. Зимой мы едем в Карловы Вары, туда нас приглашает директор отеля, он татарин. В этом отеле отдыхают и Шаймиев, и главы администраций. Рядом с этим отелем находится другой отель «Московский дворик», где отдыхают члены московского правительства, среди которых есть и мои хорошие знакомые, с которыми мне случается вместе отдыхать.

- Во время отдыха вы можете ходить в обычной одежде?

Уезжая в отпуск, я всегда беру с собой ритуальную одежду - чапан, рабайю, накидку и чалму, потому что в Сочи, например, встречаюсь с прихожанами местной мусульманской общины и администрацией города и Краснодарского края. Но в санатории ношу обычную одежду.

- И можете даже джинсы надеть?

Могу и джинсы надеть. Могу и спортивный костюм, если мне в нём удобнее. В Мацесте я именно так и делаю, ещё надеваю куртку, бейсболку и солнцезащитные очки.

- Спортом не занимаетесь?

Нет. Я совершаю намаз, а это очень хорошая тренировка. Намаз очень полезен не только для души, но и для здоровья.

А ещё я люблю сам водить машину. И люблю скорость.

- В Москве особенно не разгонишься!

Но я же выезжаю и за город. Вот там…

- И какую самую большую скорость могли себе позволить?

Мне помощники не разрешают особенно разгоняться. Самая большая скорость у меня была 140-150 километров.

- У вас есть любимая марка машины?

Уже несколько лет у меня машины марки «Ауди» - сначала была «Ауди-100» чёрного цвета, потом серебристая «Ауди-100», а сейчас «Ауди-А6», опять же серебристая.

- Цвет так важен для вас?

Он влияет на настроение. Чёрный более солидный, но когда сам выезжаю с супругой, мне хочется, чтобы машина поднимала настроение, а не показывала, какой важный человек едет в ней. Мне важны габариты машины, её комфортность, управляемость. Возможно, есть машины лучше, чем «Ауди», но я привык к ней. Хотя моя служебная машина - «Мерседес».

- Насколько я знаю, вам доводилось общаться с королями.

Хвала Всевышнему! Это для меня было большой честью. Я встречался с несколькими королевскими особами. Я был в резиденции короля Марокко Хасана II и тогда познакомился с его сыновьями. Во время этого Рамазана я получил приглашение посетить Марокко и присутствовать на Хасанинских чтениях. Эти чтения проводились ещё и при жизни Хасана II, он сам участвовал в них, сидел на полу на коврике рядом с простыми мусульманами и слушал учёных.

Он и сам был глубоко религиозным и богословско-образованным. Будучи потомком нашего пророка, носил титул «Амируль- Муэминин» (Повелитель правоверных - А.М.).

- Какими вам показались монаршие особы?

Думаю, что они светские люди. Сейчас они ещё и деловые люди, управляют своими государствами, своими подданными. Поскольку они потомственные монархи, они строго соблюдают традиции.

- Вы, наверное, бывали в их дворцах. Восточная роскошь - это действительно что-то сказочное?

Восток всегда роскошь. Даже если что-то сделано из обычного стекла, то стекло цветное. Восток - это великолепное многоцветие, это золото, серебро, шёлк, кожа.

Дворцы монархов очень красивые. Но не только своими дворцами они гордятся. Хасан II построил в Касабланке фантастическую мечеть, которая наступает прямо на море, а её минарет служит ещё и маяком. Для этой мечети были заказаны в Италии роскошные хрустальные люстры. В ней есть поднимающиеся и опускающиеся стены. Когда мечеть превращается в учебное заведение, то стены поднимаются, и пространство превращается в классы. Когда наступает время молитвы, стены опускаются. Фантастика!

Я знаком с нынешним королем Саудовской Аравии и молодым королем Иордании. Король Саудовской Аравии - очень опытный человек: он был и министром иностранных дел, и премьер-министром, и выполнял функции короля во время болезни своего брата-короля. Король Иордании сам управляет самолётом, ведёт переговоры на английском, в отличие от короля Саудовской Аравии может появиться на светском мероприятии со своей молодой королевой в современном костюме.

Мне довелось видеть султана Брунея на приёме в Кремле. Самый богатый человек в мире был без короны и вообще без каких-либо золотых украшений. Он был одет в строгий чёрный костюм и мягкие кожаные сапожки.

- Бывает, что вы задумываетесь о пройденном пути? Многое удалось сделать?

Оглядываясь на пройденный путь, понимаю, что сделано немало. Я рад, что был причастен к духовному возрождению нашего общества, нашей религии и к строительству новых мечетей.

Я принимал участие в создании межрелигиозного совета и развитии диалога с нашими братскими церквями. Мне довелось принимать участие в процессе того, чтобы Россия стала членом наблюдательного совета организации «Исламская конференция», я лично встречался с генеральным секретарем этой организации по этому поводу.

Но я не останавливаюсь на достигнутом и продолжил своё образование - закончил академию госслужбы при президенте. Теперь у меня есть специальность «Муниципальное и государственное управление».

- Это-то вам зачем?

Я же являюсь не только духовным лицом - имамом, я ещё и управляю. В структуру управления совета муфтиев входят несколько тысяч мечетей, в которых работают тысячи имамов, также у нас есть учебные заведения. Всем этим нужно управлять.

Кроме этого, когда в обществе начали обсуждать вопрос введения в школьную программу предмета «Основы православной культуры», мы стали спрашивать: «А где же «Основы исламской культуры»? Начались переговоры с министерством образования, там нашлись люди, которые говорили нам, что они светские ученые, и светским ученым трудно вести диалог с религиозными деятелями, и что светские ученые думают немного по-другому, чем религиозные деятели. Вот поэтому, как только я закончил Российскую академию госслужбы при Президенте Российской Федерации, тут же начал писать кандидатскую диссертацию и защитил её. Теперь я кандидат философских наук. И это я сделал не для того, чтобы заполучить авторитет, а для того, чтобы ответить некоторым лицам из министерства образования РФ, что я не только духовное лицо, но ещё и учёный и могу вести достойный диалог со светскими учёными.

- У вас бывает желание хоть пять минут побыть простым человеком?

Бывает, когда очень устаю, ведь случается, что работать приходится и в субботу, и в воскресенье. Иногда хочется, чтобы тебя никто не узнавал.

- Получается?

К сожалению, нет. Стоит мне вместе с супругой прийти в магазин - а там ведь работают и мусульмане, - как меня узнают, несмотря на то, что я могу быть в цивильном костюме, здороваются, разглядывают меня и супругу, какие мы в жизни. Это конечно, немного смущает. Но у себя на даче я могу позволить себе погулять в простой рубашке и обыкновенных шлёпках. Это я могу позволить себе только на отдыхе, так как мой сан и статус требуют соблюдения определённых правил поведения.

В любой стране есть такие личности, деятельность которых накладывает отпечаток на общество, подталкивает его к позитивным изменениям. В России таких, к счастью, много. Одним из них по праву считается Гайнутдин Равиль. Этот человек более двадцати пяти лет руководит Советом муфтиев страны. Что ему удалось сделать за эти года? Давайте разбираться.

Равиль Гайнутдин: биография

Родился и вырос наш герой в маленькой деревне Шали (25.08.1959). Родители его были обычными тружениками. Об исламе Гайнутдин Равиль впервые узнал от родной бабушки. Она жила в семье и уделяла, как водится, много времени воспитанию детей. Бабушка рассказывала маленькому Равилю об основах религии, раскрывала суть и смысл традиций, учила молиться. Все этот очень интересовало внука. Со временем он решил посвятить себя служению Аллаху. По окончании школы нынешний Равиль Гайнутдин отправился в Бухару. Там он поступил в духовное медресе «Мир-Араб». Учеба ему давалась легко. Семилетний курс он завершил всего за четыре года, сдав положенные испытания экстерном. Первым местом службы ему определили Казанскую Соборную мечеть «Нур Ислам». Должность называлась первый имам-хатыб. В 1987 году он переехал в Москву. Гайнутдин Равиль, к тому времени уже избранный ответственным секретарем Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири в Уфе, был назначен имама-хатыбом

Годы развала СССР

Нынче старшее поколение удивляется и ужасается, вспоминая, через какие испытания пришлось пройти бывшим советским гражданам. Многие голодали, не могли заработать на хлеб, теряли профессии, хоронили близких. Но это было не самым страшным. Духовная пустота царила в тогдашнем обществе. Муфтий Равиль Гайнутдин был одним из немногих, кому удалось понять состояние народа. Он прилагал усилия по возрождению религиозного самосознания общества.

Возрождение ислама

В Москве он организовывал курсы по Людям рассказывал о традициях ислама, ритуальной практике. Это было очень своевременно. Разочарованные, погруженные в проблемы, отчаявшиеся, граждане тянулись в мечеть, где получали так необходимую духовную поддержку. Побольше узнать о своей религии желали и малые дети, и пожившие пенсионеры. Люди, понимая, что их привычный мир рушится, искали утешения в вечных ценностях. А религия является первой среди них. Многие испытывали необходимость приобщиться к знаниям, получить которые ранее не представлялось возможным. Коран мусульмане желали читать на арабском. Все это муфтию было понятно. Он постоянно расширял свою деятельность, чтобы не осталось ни одного человека, обеленного вниманием.

Международная деятельность

Мусульманский мир достаточно широк. Гайнутдин Равиль не ограничивает свою работу только жизнью уммы. Он является членом нескольких авторитетных международных организаций. Принимает участие в деятельности Евразийского Исламского Совета. Он считает необходимым содействовать сближению верующих, укреплению связей между людьми и государствами. Кроме того, он принимает участие в работе Всемирной исламской лиги (ВИЛ). Из-под пера муфтия вышло несколько книг. Первой известной работой считается его диссертация. Тема и одновременно название ее «Ислам в России». Как он сам признается, это был опыт философского анализа. Понятно, что усилия духовных лидеров мусульман нынче востребованы. Ведь в мире существуют очень опасные тенденции. Верующие сталкиваются со злом, прикидывающимся истинной религиозностью. Имеется в виду запрещенная в России организация ИГ. Перед духовенством всех конфессий встают ранее неизвестные вызовы. Людей следует защитить от обмана, худшего, чем гибель. Это полное духовное перерождение в настоящих зверей, безжалостно убивающих себе подобных.

"Аллах испытывает того, кого искренне любит"

Муфтий шейх Равиль Гайнутдин работает очень много. Вынесенным в заголовок абзаца изречением пророка Мухаммада верующие характеризуют его разнообразную деятельность. Кроме прямых обязанностей, на его плечи зачастую ложиться организация массовых мероприятий, больших духовных торжеств. Еще общение с правительством России, государственными деятелями мусульманского мира. В его напряженном графике всегда находится время для приема обычных граждан. К муфтию едут со всех уголков огромной страны. Людям важно услышать его мудрый совет. Ведь просьбы их не относятся к числу простых. Люди задают очень сложные вопросы, ждут взвешенного ответа и содействия. 2015 год ознаменовался открытием реконструированной и расширенной московской мечети. Работы тоже шли под пристальным вниманием Равиля-хазрата. В стране проживает более тридцати мусульманских народов. В это непростое время их следует объединять, не допускать возникновения не только конфликтов, но и попыток разобщения. Это направление сам Равиль-хазарат считает основным, прикладывая массу усилий для его наиболее полной реализации.

Мирная жизнь и развитие - главная наша цель

Муфтий последовательно отстаивает принципы цивилизованного диалога людей разных вероисповеданий и конфессий. Проповедь Равиля Гайнутдина, как правило, строится на мудром подходе к конфликтным ситуациям, уверенности в том, что любая проблема разрешима безоружным путем. Мир на планете, спокойное сотрудничество и развитие он называет единственным путем для человечества. Равиль-хазарат активно сотрудничает с представителями духовенства стран, в которых идут гражданские конфликты. Его призывы к ним наполнены человеколюбием и состраданием. Он стремится понять различные точки зрения. Однако принципиально выступает за переговорный процесс в случаях возникновения напряжения. Обществу должно существовать в согласии, вести гражданский диалог, считает муфтий. Под его непосредственным руководством мусульманская Москва становится центром притяжения для всего исламского мира. Взаимодействие с руководителями Российской федерации только способствует этому процессу.

Укрепление ислама и духовное воспитание подрастающего поколения

Равиль-хазарат уделяет немалое внимание организации деятельности мусульманских учебных заведений. По его инициативе в РФ открыто два специальных университета (1998 - Казань, 1999 - Москва). Молодежь нужно воспитывать с пеленок, чтобы потом не приходилось срочно исправлять ошибки, когда беда стучится в дверь. Еще в конце прошлого столетия Равиль-хазарат предложил Светлейшему Патриарху организовать взаимодействие различных конфессий. Для этого был учрежден Межрелигиозный Совет России. Такая многообразная и огромная страна не может позволить конфликтов на своей территории. Тем более что международная обстановка демонстрирует постоянную нестабильность. Раздуть пожар очень просто, если люди разобщены.

Диалог цивилизаций

Подобную инициативу РФ предложила миру еще десять лет назад. Форум «Диалог цивилизаций» нынче является площадкой для обсуждения проблем межконфессионального сотрудничества и сосуществования. Гайнутдин переводится с арабского, как «око религии». Это символично. Под присмотром Равиля-хазрата ислам развивается, восстанавливая и внедряя в жизнь своих последователей то миролюбие и терпимость, которые выработали далекие предки и завещали хранить вечно. Такая деятельность рука об руку с лидерами иных конфессий способствует установлению межрелигиозного согласия в России и за ее пределами.

шейх, председатель президиума Духовного управления мусульман европейской части России, председатель Совета муфтиев России

Биография

Работал ассистентом режиссёра на Казанском телевидении. В 1979 году поступил в медресе «Мир Араб» в Бухаре (Узбекистан), после окончания становится первым имам-хатыбом второй казанской соборной мечети «Нур Ислам». В 1985 году назначен ответственным секретарём Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири в Уфе. В 1987 году становится имам-хатыбом московской соборной мечети, в 1988 году - главным имам-хатыбом. В 1991 году избран президентом Исламского центра Москвы и Московской области.

29 января 1994 года избран муфтием, председателем Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России. 1 июля 1996 года избран председателем Совета муфтиев России. Способствует строительству мечетей. Женат, отец двух дочерей. Профессор Московского Исламского Университета, Международной славянской академии, Международной академии информатизации, Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

Взгляды и высказывания

24 сентября 2009 года на международной конференции «Россия и исламский мир: партнерство во имя стабильности», посвященной взаимодействию РФ и исламского мира, в Москве, в Колонном зале, сказал, в частности: «Можно согласиться с мнением выдающегося российского историка XIX века Карамзина, который сказал: „Москва обязана своим величием хану“. Это касается и России в целом»; «благодаря политической воле золотоордынских ханов началось собирание разрозненных русских княжеств вокруг Москвы».

28 сентября того же года на пресс-конференции, посвященной итогам международной конференции, подтвердил свою позицию, сказав: «Россия изначально была построена славянскими и тюркскими народами – это мое твердое убеждение, основанное на изучении истории»

16 декабря 2010 года на заседании президиума Межрелигиозного совета России в Москве заявил: «Если коренное население не хочет работать, после получения зарплаты они пропадают на 15-20 дней, и в это время станки стоят, с этими рабочими производить что-либо невозможно». По его словам, Россия вынуждена приглашать мигрантов: «Они не пьянствуют, они дисциплинированы, трудолюбивы; если зарплату получают, то отправляют ее домой, чтобы накормить свои семьи».

Награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (11 августа 2009 года) - за большой вклад в развитие духовной культуры и укрепление дружбы между народами
  • Орден Почёта (15 января 2004 года) - за большой вклад в укрепление гражданского мира и межконфессионального сотрудничества
  • Орденом Дружбы (1997 год)
  • Медаль «10 лет Астане» (Казахстан)
  • Юбилейная золотая медаль Российского фонда мира (2011 год) - за активную деятельность по духовному возрождению России, большой вклад в развитие миротворчества и межконфессионального диалога.

Отношение к Исламу у меня, человека православного и коммунистических убеждений, как у государственника и востоковеда. Ислам пришел на территорию нынешней России раньше Православия, т.е. это коренная религия страны. Без мусульман не было бы Российской империи и победы Советской власти.
И не будет Новой Большой страны - Евразийского союза народов.
В свое время, в начале 2000-х годов, мы достаточно активно пытались содействовать объединению мусульманских организаций России - мы, это Евразийская партия России (тогда Абдул-Вахед Ниязов), Институт этнологии и антропологии РАН, Институт востоковедения РАН, МГУ, Русское стрелковое общество, журнал "Профи", ветеранские организации КГБ СССР и афганские ветераны.
Мусульмане - ЦДУМ, СМР и других организаций были "за".
Против оказалась лишь администрация президента РФ.
И вот сейчас, в декабре 2010 года, снова заговорили об объединении, но уже с иными целями, ровно обратными, - чтобы ослабить Ислам в России, чтобы обрубить надежную веру мусульман России в свою страну.
Можно по-разному оценивать Равиля-хазрата Гайнутдина и Талгата-хазрата Таджутдина, но надо понимать, что "Северного Кавказа в центре России" государство не выдержит.
Зачем? Почему? Почему вместо общего с мусульманами государства наше государство идет на ослабление Ислама и стравливание мусульман между собой?


На фото: председатель Совета муфтиев России (СМР) Равиль-хазрат Гайнутдин.
Копирайт: Василий Шапошников, газета "Коммерсант".

"Ислам - религия коренных россиян". Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин об уникальном положении мусульман в России. Интервью взял Павел Коробов. Для создания Российской ассоциации исламского согласия (РАИС) власти пошли на раскол СМР, ЦДУМ и КЦМСК. // Коммерсант. 18.02.2011.
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsI D=1587146

Совет муфтиев России

// Досье
Совет муфтиев России (СМР) основан Равилем Гайнутдином 1 июля 1996 года как альтернатива Центральному духовному управлению мусульман, возглавляемому муфтием Талгатом Таджуддином. Задачами СМР названы координация деятельности добровольно входящих в совет духовных управлений мусульман (ДУМ), научно-исследовательская и духовно-просветительская работа. В состав СМР входят Казанский муфтият (учрежден в 2000 году ДУМами Татарии и Ульяновской области), ДУМ Башкирии, ДУМ Азиатской части России, ДУМ Нижнего Новгорода и Нижегородской области, ДУМ Мордовии и другими. Ядром организации и единственной структурой, полностью подконтрольной Равилю Гайнутдину, является ДУМ Европейской части России. По данным самого СМР, он объединяет около 1700 мусульманских общин, почти половину от общего их количества в стране. Центр СМР располагается в стенах Соборной мечети Москвы на проспекте Мира. СМР владеет долями в ООО "Издательство "Исламская книга"" (51%) и в телекомпании "Исламский мир" (30%), является учредителем Казанского и Российского исламских университетов.

Равиль Гайнутдин
// Личное дело

1 из 3 Фото: Василий Шапошников/Коммерсантъ Если бы мы, мусульмане, не помогли организоваться русским князьям, не было бы российского государства
2 из 3 Фото: Василий Шапошников/Коммерсантъ Россия - единственная страна в мире из числа стран традиционного распространения ислама, где нет единого руководства мусульманами
3 из 3 Фото: Василий Шапошников/Коммерсантъ Преподавание только предмета "Основы православной культуры" ставит мусульман, иудеев и буддистов в положение "младших братьев"
Муфтий шейх Равиль Гайнутдин (Гайнутдинов Равиль Исмагилович) родился 25 августа 1959 года в деревне Шали Татарской АССР. После школы окончил актерский факультет Казанского театрального училища. Затем работал на казанском телевидении режиссером и заочно учился в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии на факультете режиссуры. В 1979 году поступил в медресе "Мир-Араб" в Бухаре, где учился вместе с Ахматом Кадыровым. Досрочно окончив курс, в 1984 году назначен настоятелем Казанской соборной мечети. В 1986 году стал заместителем главы Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири. В 1987 году переехал в Москву, в 1988 году стал настоятелем Московской соборной мечети. 29 января 1994 года возглавил новообразованный Московский муфтият и Духовное управление мусульман европейской части России (ДУМЕР), получил духовное звание муфтия. 1 июля 1996 года возглавил Совет муфтиев России. В 2001 году окончил Российскую академию госслужбы по специальности "государственное и муниципальное управление". Кандидат философских наук, тема диссертации - "Ислам в России (опыт философского анализа)". С 2006 по 2010 год был членом Общественной палаты по президентской квоте. Награжден орденами Дружбы, Почета и "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Женат, две дочери.

Эффективно отстаивать интересы мусульман в России мешает отсутствие единого управляющего органа, а объединению муфтиятов противодействуют чиновники - об этом корреспонденту "Ъ" ПАВЛУ КОРОБОВУ рассказал председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин.

Согласно закону "О свободе совести", ислам наряду с православием, иудаизмом, буддизмом является традиционной религией в России. Однако, например, муфтий Нафигулла Аширов неоднократно заявлял, что власть отдает приоритет православию, то есть ислам оказался в неравном положении. В чем это неравенство заключается и как, на ваш взгляд, его устранить?
- Ислам исповедуется на территории России уже более тысячи лет. За это время был накоплен огромный опыт его сосуществования с христианством и другими религиями в рамках российской государственности. Ни во времена царской России, ни в период коммунистического режима мусульмане не имели таких прав, какие мы имеем в настоящее время. По Конституции православие и ислам являются равноправными. Однако на деле, к сожалению, реальность не всегда такова. Многие православные считают, что их большинство, и Россия - православная страна. Мы же говорим: нет, Россия - и православная, и мусульманская. Если бы мы, мусульмане, не помогли организоваться русским князьям, не было бы Российского государства.
Мусульмане хотели бы, чтобы православные были более доброжелательны по отношению к мусульманам и не считали, что только православие в нашем государстве имеет право на жизнь, а остальные - это какие-то пришельцы. Ислам пришел на нашу землю раньше, чем была крещена Русь: на территории Дербента в Дагестане уже в VIII веке была построена мечеть. Ислам - это религия не пришельцев, не мигрантов, а коренных россиян.
Устранить неравенство между православными и мусульманами можно, только продвигая на всех уровнях государства и общества понимание того, что мусульманские народы способствовали созданию Российского государства. Что без мусульман не было бы Руси, не было бы самой России. Что в России живет более 20 млн мусульман. И что они имеют право называться представителями Российского государства, коренными жителями и требовать равноправного отношения к себе.

Какова структура мусульманских организаций в РФ?
- После развала Советского Союза и распада единой системы духовного управления началось дробление духовных структур. Данный процесс фактически приобрел хаотичный и несистемный характер, в каждой республике и регионе РФ начали создаваться собственные духовные управления. В настоящее время в России существует более 70 духовных управлений мусульман. Каждое из них осуществляет свою деятельность в регионе и самостоятельно выстраивает отношения с местными властями. Тем не менее организационно они оформлены в рамках трех крупных централизованных региональных объединений, официально представляющих интересы мусульманского сообщества перед лицом федеральной власти. Это Совет муфтиев России (СМР) с резиденцией в Москве, руководство им имею честь осуществлять я. Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) с резиденцией в Уфе, его председателем является Талгат Таджутдин. Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) с резиденцией в Черкесске, а председателем является Исмаил Бердиев.
В конце прошлого года власти предприняли попытку создать четвертую централизованную мусульманскую духовную структуру - Российскую ассоциацию исламского согласия (РАИС), как они ее назвали. Для ее создания авторы задумки пошли на дальнейший раскол уже существующих региональных муфтиятов и из этих осколков создали РАИС.

Кем и как финансируются исламские организации России?
- Эта тема в нашей стране является одной из самых болезненных и чувствительных. Во-первых, в России еще недостаточно развита система самофинансирования мусульман. То есть практически не выстроена система сбора ежегодного закята - своего рода налога в пользу общины, которую вменил в обязанность мусульманам Всевышний. Во-вторых, в России после краха СССР до сих пор ни в какой степени не восстановлена система вакуфов - неотчуждаемого имущества, которое мусульмане передавали в собственность мечетей, медресе и религиозных общин. В-третьих, само государство не может напрямую финансировать не только исламские организации, но и любые другие религиозные структуры, поскольку у нас в стране религия официально отделена от государства. Тем не менее религиозные организации могут участвовать в программах целевого финансирования отдельных проектов со стороны государства - образовательных, культурных и т. д. Ну и, наконец, в-четвертых, самый неоднозначно оцениваемый многими канал поступления денежных средств мусульманам России - от зарубежных братьев по вере. В исламском мире существует много фондов и состоятельных мусульман, желающих помогать российским мусульманам. После развала Союза они помогали нам напрямую. Теперь же эти средства сначала поступают в созданный при содействии государства Фонд поддержки исламской науки, культуры и образования, который затем по своему усмотрению распределяет часть этих средств между мусульманскими религиозными и общественными организациями страны.

Почему у нас в стране нет единого мусульманского центра управления, такого, как, например, Московская патриархия? Мусульманам не свойственна вертикаль власти?
- К сожалению, в нашей стране судьба мусульманской уммы (общины.- "Ъ") долгое время не зависела от самих мусульман. Сначала в Российской империи, а затем и в Советском Союзе для управления делами мусульман была создана и сохранялась система духовных управлений, очень плотно курировавшаяся государством. Зачастую чиновники, курировавшие эту систему, стремились внести разлад в ряды мусульман, противопоставить друг другу мусульманских лидеров. Но мусульманская умма очень болезненно переживает отсутствие идейного, духовного и организационного единства в рядах верующих и их лидеров. Россия - единственная страна в мире из числа стран традиционного распространения ислама, где нет единого руководства мусульманами. Мусульмане нашей страны на протяжении десятилетий стремились обрести утерянное после развала Советского Союза единство, поскольку стремление к единению исламской уммы предписано в качестве обязанности верующим самим Всевышним и Его пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего).

Существует ли конкуренция за влияние между СМР, ЦДУМ и КЦМСК?
- Аллах Всевышний говорит в Коране: "Соревнуйтесь друг с другом в добрых делах". Именно в этом, в совершении благого и праведного, мы и стремимся поддерживать конкуренцию между нашими структурами. Поскольку это предписано Самим Господом. И избави нас Бог спорить друг с другом за влияние, за мирские ресурсы, за благосклонность власти. Аллах Сам дарует это все тем, кого посчитает достойным.

Существуют ли совместные проекты исламских организаций, удается ли СМР договариваться с ЦДУМ и КЦМСК о единой политике, если да, то тяжело ли достигаются договоренности?
- Несомненно, и с ЦДУМ, и с КЦМСК у СМР есть огромное поле для совместной работы. Мы полноценно взаимодействуем и сотрудничаем в рамках Межрелигиозного совета России. Мы также совместно готовили проект Исламского телевизионного канала (начал вещание в тестовом режиме в феврале этого года.- "Ъ"). Совет муфтиев России еще в 2005 году инициировал создание Совета по исламскому образованию, перед которым стоит задача разработать единые стандарты исламского образования. Со своей стороны, и СМР, и ЦДУМ, и КЦМСК должны обеспечить поддержку деятельности этой структуры. 1 марта сего года мы планируем провести общероссийское мусульманское совещание "Россия - наш общий дом", на которое приглашаем лидеров всех мусульманских организаций, в том числе и своих братьев из ЦДУМ, КЦМСК.
Для нас, как для верующих мусульман, ищущих довольство Всевышнего, одной из главных задач в этом мире является примирять и объединять, а не поддерживать раздор и вражду.

Вы упомянули созданную в конце минувшего года четвертую мусульманскую организацию - РАИС, которая уже успела выступить с громким заявлением о необходимости закрыть Совет муфтиев России. Как Вы можете прокомментировать появление новой структуры и ее призыв к упразднению СМР?
- Совет муфтиев уже обозначал свое отношение к этой структуре. Могу повторить, что, на наш взгляд, эта структура является совершенно искусственной, за которой нет реального запроса со стороны мусульманского сообщества России. Она создана при непосредственном участии определенных чиновников, для того чтобы получить дополнительный инструмент давления на уже существующие структуры по принципу "разделяй и властвуй".

В конце 2009 года муфтий Талгат Таджуддин выступил с предложением объединения мусульманских структур. Почему объединение сорвалось?
- Ни одна из централизованных мусульманских структур - ни СМР, ни ЦДУМ, ни КЦМСК - официально не объявляли о приостановке объединительного процесса. Это сложный процесс, который может растянуться во времени и пойти в несколько этапов. Слишком глубоки оказались проблемы, которые многие годы игнорировались. Слишком велико оказалось непонимание важности этого процесса со стороны некоторых чиновников. Но и без одобрительного кивка сверху новое поколение мусульман уже давно успешно преодолевает все порожденные в прошлые годы линии разделения единой уммы - национальные, региональные, организационные. Молодые верующие татары, кавказцы, новообращенные мусульмане уже давно чувствуют себя единой общиной, несмотря на отсутствие единства между муфтиятами. И мне жаль тех, кто этого еще не понимает, поскольку они рискуют отстать от истории. Единство мусульманской общины России - за молодым поколением верующих.

В ходе интеграционного процесса звучали предположения, что новую, объединенную структуру возглавит Рамзан Кадыров. Кандидатура президента Чечни действительно рассматривалась?
- Это полный бред и плод воспаленного воображения ряда исламофобов во власти и в СМИ. Рамзан Ахматович - один из самых эффективных региональных руководителей нового поколения. Он хотя и является сыном муфтия, нашего покойного брата Ахмата Кадырова, но он сам никогда не претендовал на роль духовного лидера. Меня с его отцом связывали самые теплые и братские чувства, и я отношусь к Рамзану как к своему сыну. Рамзан Ахматович не мог скрыть своей радости по поводу того, что подобное объединение все же началось. Ведь он считает это незавершенным делом своего отца, который озвучивал необходимость объединения мусульман еще перед Владимиром Путиным в его бытность главой государства.

Как складываются отношения исламских организаций России с госвластью, власть вмешивается в дела мусульман?
- Во время наших встреч с руководителями Российского государства - президентом Дмитрием Медведевым, главой правительства Владимиром Путиным - постоянно подчеркивается, что лидеры страны очень четко знают механизм и пути работы с духовными управлениями мусульман. И мусульмане России всегда чувствуют поддержку со стороны политического руководства страны. Приходится признать, однако, что существуют факты невыполнения этой генеральной линии на местах. В наш адрес поступают письма из отдельных регионов страны, где местное руководство, порой функционеры среднего звена, считают возможным диктовать руководителям мусульманских организаций их действия по внутренним вопросам уммы.

Вы часто контактируете с лидерами исламских стран. Власть просит рисовать благообразный образ России за рубежом?
- Создавать положительный образ России перед зарубежными единоверцами - мой долг как мусульманина и гражданина своей страны. Наша страна прекрасна и величественна, и наши братья за рубежом должны это знать. Не секрет, что в исламском мире до сих пор с восторгом отзываются о нашем государстве как о большом друге мусульман. Тот факт, что по инициативе Владимира Путина наша страна приобрела статус наблюдателя в организации "Исламская конференция", тот факт, что президент Дмитрий Медведев объявил Россию в том числе и мусульманской страной, тот факт, что он же подтвердил недавно решительную поддержку независимому Палестинскому государству со столицей в Иерусалиме, позволяет нашей стране занять уникальное место в исламском мире.

В прошлом году прокатилась волна протеста жителей Текстильщиков, связанная со строительством мечети. Удалось ли решить вопрос со строительством мечетей в Москве с правительством города? Как обстоят дела с этим в масштабах РФ?
- В ситуации, когда только в Соборной мечети Москвы на праздничный намаз собирается до 80 тыс. человек, мусульмане с огромной надеждой ждали строительства этой, всего лишь пятой по счету в Москве, мечети в Текстильщиках. И я вновь утверждаю, что будет предложен новый участок земли, который не вызовет протестных настроений некоторой части горожан, и завершение этого проекта должно стать первым шагом в решении проблем столичной уммы.
Акции протеста, инициированные определенными лицами, носят провокационный характер и прямо нацелены на дестабилизацию в столице. Я призываю глав мусульманских религиозных организаций найти верную интонацию в призывах к прихожанам по данному вопросу, с тем чтобы не вызвать возмущение и недовольство мусульманской уммы. Мусульмане в российской столице составляют уже до 2 млн человек. Несомненно, мы будем отстаивать свое право на возведение мечети в районе Юго-Восточного административного округа Москвы. Это право у нас отнять никто не может, поскольку мы полноценные граждане демократической страны.

Родился 25 августа 1959 в деревне Шали Татарской АСС, татарин. отец работал в системе райпотребсоюза, мать была швеей,

С отличием окончил Казанское театральное училище. Имеет высшее духовное образование (учился в медресе Мир-Араб в Бухаре, в которое поступил в 1979 и окончил в 1984 году). Заочно окончил факультет режиссуры Ленинградского госинститута театра, музыки и кинематографии. В 2001 году окончил Академию госслужбы (2001). Кандидат философских наук.

До 1979 года работал на казанском телевидении, в том числе выпускающим редактором информационных программ.

После медресе служил первым имам-хатыбом во Второй казанской мечети "Нур Ислам".

В 1985 был переведен в Уфу в Духовное управление мусульман к Верховному муфтию, председателю Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС, с центром в Уфе). Работал помощником муфтия по оргвопросам.

С 1986 года - ответственный секретарь ДУМЕС.

В ноябре 1987 г. переведен в Москву; в 1987-88 гг.- третий, затем второй имам-хатыб московской Соборной мечети.

С 1987 - зам.председателя совета Московского городского добровольного общества татарской культуры "Туган тэл".

Лучшие дня

Летом 1988 года избран первым имам-хатыбом московской Соборной мечети.

В апреле 1991 создал при поддержке посольства Саудовской Аравии Исламский культурный центр при Московской Соборрной мечети; избран президентом Исламского культурного центра (ИКЦ).

В 1992 году во время поездки Р.Гайнутдина в Хельсинки, гендиректор ИКЦ Абдул-Вахед Ниязов Ниязов пытался совершить переворот в московском муфтияте. После возвращения Р.Гайнутдин изгнал А.-В.Ниязова вместе с его сторонниками из Соборной мечети и создал при мечети новый Иламский культурный центр.

В декабре 1991 года сопровождал вице-президента РФ Александра Руцкого во время поездки в Иран, Пакистан и Афганистан на переговоры с руководством моджахедов по освобождению пленных российских граждан.

Был противником создания Высшего координационного совета Духовных управлений мусульман России (ВКЦ ДУМР), в который в 1992 году вошли отделившиеся от ДУМЕС казанский муфтий Габдулла Галлиуллин, муфтий Башкирии Нурмухаммед Нигматуллин, саратовский имам М.Бибарсов, Нафигулла Аширов и А.-В.Ниязов.

В начале ноября 1992 решением VI чрезвычайного съезда мусульман ДУМЕС был переименован в Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России и Европейских стран СНГ, Т.Таджутдин назначен Верховным муфтием ЦДУМ.

В декабре 1993 года Р.Гайнутдин провозгласил создание Духовного управления мусульман Центрально-европейского региона (ДУМЦЕР) России (первоначально в составе ЦДУМ), куда вошли мусульманские приходы Нижегородской, Ярославской, Владимирской, Тверской областей, а также Ставропольского и Краснодарского края; стал имам-мухтасибом (руководителем) ДУМЦЕР. На учредительном меджлисе в янв. 1994 избран имамом-мухтасибом (муфтием), председателем ДУМЦЕР.

В 1993-94 создал в Москве Высший исламский колледж (начал работу в 1994).

В марте 1994 г. выступил с заявлением по поводу обвинений в адрес А.В.Ниязова в гомосексуализме и его отношения к ИКЦ при Соборной мечети ("...за неоднократные нарушения Устава, а также за превышение своих полномочий и действия, приведших к расколу мусульманской общины не только Москвы, но и России, А.Ниязов был отстранен от занимаемого поста. Начиная с того времени его деятельность на этом посту прекратилась и не признавалась ни мной, ни Советом ИКЦ, который был образован Московской Соборной мечетью. Считаем, что нарушение им высоких требований мусульманской морали, приведшие к столь губительным последствиям, не дает право господину А.Ниязову впредь выступать от имени мусульман и мусульманских организаций столицы и более того - России".(www.flb.ru/Nyjas/abdul.html//).

Часто сопровождал министра иностранных дел Андрея Козырева в его поездках по странам исламского мира: в Ливан, Сирию, Египет, Иран, Турцию.

В сентябре 1994 Верховный муфтий Т.Таджутдин препринял попытку отстранить Р.Гайнутдина от руководства Московской Соборной мечети непосредственно в момент проповеди Гайнутдина. В результате на пятничной молитве 23 сентября 1994 президиумом ДУМЦЕР было принято "единогласное решение о каноническом выходе ДУМЦЕР из состава ЦДУМ".

ДУМЦЕР установил связи с ВКЦ ДУМР, но в его состав не вошел.

На организованном Т.Таджутдином Съезде мусульман России и европейских стран СНГ 17 января 1995 в Уфе Р.Гайнутдин был объявлен отстраненным от обязанностей священнослужителя "за поддержку раскольнических действий арабских организаций, за нарушение канонов традиционного ислама".

Во время президентской выборной кампании 1996 года провел в стенах московской Соборной мечети однодневную международную конференцию "Ислам и демократия" (с участием дипломатов арабских стран). Докладчики сошлись во мнении, что эти понятия друг другу не противоречат и таким образом высказались "за Ельцина".

В июле 1996 года по иницативе Р.Гайнутдина был создан Совет муфтиев России, председателем которого он был избран.

В декабре 1998 поддержал инициативу Московской Патриархии по созданию Межрелигиозного совета России (МСР), в который вошли ОВЦС МП, СМР, Буддийская традиционная Сангха России и Конгресс еврейских религиозных объединений России (КЕРОР). Сопредседатель Межрелигиозного совета России.

18 января 1999 переименовал Духовное управление мусульман Центрально-европейского региона (ДУМЦЕР) России в Духовное управление мусульман Европейской России (ДУМЕР).

16 марта 2000 на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным подарил ему кинжал, отметив, что по мусульманским обычаям такой подарок - знак высшего уважения к собеседнику.

22 марта 2000 на четвертом заседании МС вступил в конфликт с приглашенным в МС Т.Таджутдином и со скандалом покинул заседание.

В сентябре 2001 г. подписал открытое письмо депутатам Госсовета Татарии от татар, проживающих за пределами республики, с просьбой отказаться от перевода национальной письменности с кириллицы на латиницу ("Российская газета", 14 сентября 2001).

В октябре 2001 г. призвал государственную власть оказать помощь в решении проблем мусульман. По мнению Гайнутдина, угроза появления в России радикальных настроений среди мусульманской части населения весьма реальна. Речь идет о том, что на протяжении последних десяти лет множество молодых людей из числа верующих, не имея возможности получить религиозное образование в России, выезжали и продолжают выезжать для учебы в исламские страны. "Проучившись в этих странах по семь-восемь лет, молодые люди приезжают в Россию, где они начнут требовать для наших мусульман таких же условий жизни, какие существуют в чисто мусульманских странах, и такие случаи уже были". Гайнутдин высказал убеждение, что именно государство должно оказать мусульманам поддержку, в том числе и финансовую, выделить здания для создания исламских институтов и университетов, чтобы молодые мусульмане могли учиться в России. (НГ, 6 октября 2001)

В апреле 2003 г., в ответ на призыв Талгата Таджуддина объявить джихад США в связи с агрессией в Ираке, Гайнутдин сказал, что объявление джихада "не имеет ни богословской, ни правовой, ни моральной силы", а посему не подлежит выполнению. (Ведомости, 15 апреля 2003).

Член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте, сопредседатель Межрегионального совета России.

Считает, что "российские мусульмане исповедуют умеренный ислам, не противопоставляющий себя власти" (Московский комсомолец, 12 марта 2001). Заявлял, что Закон "О свободе совести" 1997 года полностью его устраивает.

Член Совета по взаимодействию религиозных организаций при Президенте России.

Поддерживает хорошие отношения с рядом арабских фондов (среди которых называют саудовский фонд "Ибрагим-аль-Ибрагим"), а также, по некоторым данным, со спонсорами из Турции. Опирается на поддержку некоторых предприятий, созданных в России татарскими предпринимателями. Шейх. Член Исполкома Всемирного татарского конгресса.

Награжден орденами Дружбы и Почета.

Платки
Пендригон 04.02.2015 07:28:09

Девочки горько плачут без платков в школах - это что, воспалённый бред, или анекдот? Дел других нет?