Снимаем маски. Становимся самими собой

Тема не нова. Сейчас много говорят о тех "масках", которые мы носим в повседневной жизни, о том, как они появляются, и как, порой, подменяют оригинал.

Есть довольно известный фильм «Маска», снятый как раз на эту тему. Он прекрасно иллюстрирует ситуацию возможного «прирастания» маски и потери своей идентичности.

А если задуматься, знаем ли мы себя, себя истинных, без масок?

Ни для начальника, ни для супруга, ни для друзей, а для себя? Какие мы для самих себя? Когда мы последний раз встречались с собой-любимым, истинным и не прикрытым?

Может быть, кому-то и в голову не приходит, что лицо бывает обнаженным, а ведь бывает. И вот тогда можно увидеть истинную суть человека. Но в наше время это такая редкость. Для обнажения своей сущности необходимо бесконечное доверие, испытывать которое мы давно разучились.

Мы всегда в социуме , а он требователен и беспощаден, и потому мы вынуждены «держать лицо».


Приведу слова Линкольна на этот счет.

Однажды президент Авраам Линкольн, отвергнув рекомендацию своих советников назначить одного человека на важный пост, пояснил, что ему не понравилось лицо этого человека.

“Человек не отвечает за свое лицо”, – возразили советники.
“Каждый человек после сорока лет отвечает за свое лицо”, – ответил Линкольн.

Вот мы и отвечаем за выражение своего лица, порой, забывая расслабиться даже дома, наедине с собой.

Конечно, Линкольн имел в виду, что мужчина за сорок, должен уметь управлять своими эмоциями.

Но это уже «высший пилотаж».

Непроницаемое и спокойное лицо мудреца говорит о том, что он прошел долгий путь к себе. Его терпимость к внешним факторам базируется не на терпении, а на понимании происходящего.

Терпение чревато тем, что рано или поздно оно закончится, и мы получим бурю эмоций на пустом месте. Вот там где чаша переполнилась, там и затопит, не зависимо от объективных причин.

Т.е. на тройку сына реакция может быть как на опасную жизненную ситуацию - стимул не будет соответствовать реакции. Но тут уже ничего не поделаешь, с эмоциями непросто справиться, особенно если нет контакта с собой, и эмоциям вовремя не дается выход.

А если требуется "маска" для контакта с миром, то контакта с собой точно нет.

Есть необходимость произвести желаемое впечатление, понравиться, быть принятым. И заметьте, это не про поведение, продуманное или соответствующее задаче. Это про имидж, новое сотворение себя, по образу и подобию субъективно воспринимаемой социальной желательности. Он или они, если масок несколько, закрепляется и декларируется в любой ситуации, и в конце концов становится подменным(и) «я» личности.

И мы изо всех сил стремимся поддерживать этот вновь созданный образ. Многие «удерживают» лицо, даже находясь наедине с собой, а вдруг кто-то наблюдает? Возможностей расслабиться все меньше. А сегодняшняя страсть к селфи - ситуацию усугубляет многократно. У человека просто не остается интимного времени для себя. Некоторые умудряются даже за гигиеническими процедурами себя фотографировать. И, в конце концов, даже сами забывают, как они выглядят.


Итогом подобной ситуации, как мне кажется, может стать полное отвержение себя.

Это, отчасти, можно наблюдать уже и сейчас: накачанные губы, татуированные брови, сделанные носы, подбородки, натянутые лица.

Раньше, фраза «натянутое лицо» - означало лицо недовольное. По нелепой случайности, теперь оперативно натянутое лицо позволяет нравиться себе и считается красивым.


А что это, по сути? Это отказ от собственного образа, от своей индивидуальности и создание стационарной маски, т.е. вариант «держать лицо» уже не подходит, нужна монументальная, не снимаемая защитная маска.

От чего она защищает?

  • От неуверенности в себе,
  • от неприятия себя и своих особенностей,
  • от ранимости и т.д..

Человек, преобразовывая себя - ожидает эффекта гордости, удовлетворения и уверенности в себе.

Но правда-ли это помогает?

Большинство людей, прибегающих к такой кардинальной трансформации, со временем находят в себе другие недостатки и снова идут к магу – реконструктору. И так до бесконечности.

Рот уже не закрывается, глаза не открываются, под кожей шишки, а процесс «самосовершенствования» все продолжается. Выходит, что такой вариант борьбы с неуверенностью в себе не работает, или работает недолго?

Но, не смотря на это – все больше и больше людей прибегают к подобным методам, теряя здоровье, внешний облик, живость мимики, а иногда и просто превращают себя в монстров.


Это до какой же степени нужно ненавидеть себя, чтобы облик лысого, татуированного, шишкастого чудовища с вампирскими клыками нравился больше, чем свой собственный.

Но найти путь к себе, не прибегая к быстрым методам, не просто. Полюбить себя со всеми недостатками тоже трудно. Работа не на один день, и мало кто решается идти этой дорогой. А зря. Качество жизни в этом случае действительно улучшается, и здоровье остается с Вами, и радости в жизни больше.

Есть еще один разрушающий аспект ношения масок, помимо потери собственной игдивидуальности – моральное разложение и духовное оскудение.

В свое время я почитала немного исторических очерков о создании различного рода масок в разных культурах.

Вывод сформировался общий – маска защищает, предоставляет возможность, спрятавшись за ней – следовать своим желаниям, не опасаясь последствий.

Сейчас эту функцию несут аватарки в интернете. Помните, как у Тирсо де Молины: «Под маскою любой школяр графине может строить глазки». Это сейчас и происходит в сети. Человек, спрятавшись за свою аватарку, изливает на окружающих поток теневой желчи и не отвечает за свое поведение. А безнаказанность развращает. Поэтому с такой скоростью множатся разного рода тролли.

История венецианских масок прекрасно иллюстрирует ситуацию нравственного разложения.

Изначально м аска являлась символом Венецианского карнавала. Венеция всегда была социально благополучной провинцией. Жители Венеции создали неповторимую культуру, где человек, скрывая свое лицо, так же скрывал и свой социальный статус. Любой простолюдин, надев маску на карнавале, мог претендовать на роль вельможи. Дошло до того, что людям понравилась подобная игра настолько, что маски стали носить в повседневной жизни и вести распутный образ жизни. Даже монахини позволяли себе вне стен монастыря, спрятавшись под маской, придаваться разврату. Нравственный уровень резко падал. В конце концов, был издан закон, запрещающий ношение масок в повседневной жизни. Их разрешено стало одевать только на праздники.


Так что же происходит, когда мы неизменно носим свои нематериальные социальные маски в повседневной жизни?

Происходит приблизительно то же самое. Наши ценности подгоняются под образ, который мы стремимся создать. Со временем мы становимся другими и уже не понимаем, где наше, а где наносное. Наша истинная личность меняется, мы считаем, что под этой маской можно то, а под этой это…

Скромная и застенчивая девочка завидует свободе общения своей подруги. Она пытается ей подражать, наносит «боевой раскрас», отправляется в ночной клуб и пытается имитировать ее поведение. Создается ощущение легкости в общении, и девочка из раза в раз повторяет это поведение, натренировывая себя на понравившийся имидж.

Но подготовлена ли она к последствиям подобного поведения, ведь в отличие от подруги, под ярким макияжем скрывается ранимое и чуткое сердце. И то, что ее подруга походя отбросит, ее заденет чрезвычайно и заставит страдать. Но девочка считает, что этот образ роковой женщины ей совершенно необходим и продолжает его усердно культивировать, до полной потери себя.

А разве милая, нежная, домашняя девочка не может быть интересна такой, какая она есть? Сколько мужчин ищут таких девушек, потому что именно с ними хорошо создавать семью и растить детей.

Откуда вообще у этой девушки взялась мысль, что она не такая и ей следует стать другой. А вот это уже, как водится, из семьи.

Ребенку, который ощущает свою ценность таким, какой он есть, нет необходимости соответствовать какому-то образу , и у него есть все шансы прожить счастливую жизнь в гармонии с собой. А вот тому, который бесконечно слышит, что он не такой, не тот, не сможет за себя постоять, никогда не найдет партнера – приходится искать социально желательный образ себя, соответствующий представлениям и ожиданиям окружающих.

Мы часто удивляемся, как сильно человек меняется с возрастом.

Была такая милая девочка, а сейчас злобная тетка. Или, она была такая застенчивая и незаметная, сейчас такая живая и открытая. Или, он был таким неинтересным юношей, а с возрастом стал таким харизматичным мужчиной.

Кто-то скажет, что это груз прожитых лет и несчастья, или наоборот успех, так изменили внешность . Но, любопытно, что часто те, кто переживают страшные события, и, порой, опускаются на самое дно, вырвавшись оттуда - становятся более открытыми, спокойными и дружелюбными. Их лица выглядят просветленными и излучают любовь и доброту. Недаром говорят, что страданиями душа совершенствуется.

Не получается провести параллель между человеком, на чью долю выпали испытания и другим, кто жил легче. Скорее, тут внутренняя работа. Умиротворение не дается никому просто так, ни богатым, ни бедным, его нужно заслужить и выстрадать. Мне кажется, что когда с возрастом лицо открывается и проясняется, мы можем сказать, что человек прошел какой-то серьезный путь самопознания и ему больше не зачем носить маски.


Вы можете возразить, что доброе лицо тоже может быть маской. А вот и нет. Есть разница, которую можно заметить - это напряженные мышцы лица. Маску можно распознать по натянутости и неестественности эмоций.

Как много за жизнь нами создается масок. Есть маска для работы, есть маска для друзей, для близких, выходная – праздничная маска, и еще бог знает сколько. Как же должно быть много на нас этих слоев , слоев «субъективной социальной желательности».

Сколько слоев нужно снять, что бы найти под ними самого себя? И какой «ты настоящий»? И хотим ли мы на самом деле это знать? И да, и нет. Неизвестность, конечно, пугает. Никогда не знаешь, что там найдешь, может быть, это будет существо добродушное, а может быть, выпустишь монстра. Может быть, неизвестность все-таки лучше беспощадной правды? И легче и теплее под всеми этими защитными слоями?

На этот вопрос каждый отвечает сам. И каждый сам решает, как будет лучше для него.

Но я считаю, что каждый из нас, такой, какой он есть, способен привнести что-то очень важное в жизнь и в общество. Одинаково выглядящие и думающие люди – это толпа, а если грубо - стадо.

Не пытайтесь соответствовать, не стремитесь быть похожим на кого-то. Ваша индивидуальность нужна миру!!!

И снова вверну свое стихотворение. Как будто к месту.

Все мы носим маски. Не настоящие конечно. Это условное определение нашего лицедейства. Человек умело скрывает свою внутреннюю сущность под выдуманным образом, который и выставляет на всеобщее обозрение.

В статье перечисляются 6 основных видов «масок», широко распространённых среди людей.

Оставаться в любых обстоятельствах самим собой - очень трудно. Это требует огромных затрат душевной энергии и мужества. Большинство из нас не готово к таким жертвам. Поэтому, чтобы сохранить душевный покой и комфорт, мы «одеваем маски».

Оглянитесь по сторонам. Вы увидите несчётное число лиц. Хмурые, весёлые, злые, ироничные равнодушные, насмешливые. Но они вовсе не то, чем кажутся. За каждым лицом скрывается свой, кардинально отличающийся от того, что мы видим, внутренний мир.

Как это не парадоксально звучит, но маски защищают наши души от внешних негативных воздействий и спасают психику от потрясений. Защита очень надёжная, но чревата опасностями. Дело же в том, что придуманный защитный образ имеет свойство «врастать» в человеческую сущность и трансформировать ей.

Здесь для примера можно привести древнюю притчу. В ней рассказывается об одном путнике. Путешествуя по земле, тот попал в мир глухих и немых. Человек имел великолепный голос, тонкий слух, но вынужден был изображать себя одним из всех. Прошли годы, и путешественник вернулся в свой мир. Но когда он попробовал петь и слушать окружающую действительность, то с ужасом обнаружил, что это ему не удаётся. Он растерял свой дар, превратившись в глухого и немого.

То, что все мы носим, поддаётся классификации. Всего существует 6 основных типов масок, которые мы сейчас и рассмотрим.

Сильная и уверенная в себе личность

Такую маску обычно надевают руководители всех рангов. К этому их обязывает должность. В личной жизни на воображаемый трон лидера взбираются женщины, вышедшие замуж за слабых и безвольных мужчин. Они взваливают на себя все тяготы семейного быта и в глазах окружающих выглядят абсолютными владычицами. Мужья у них «под каблуком», дети прилежно учатся, в доме идеальный порядок.

В душах у таких героинь постоянно присутствует злость, так как придуманный образ очень часто не имеет ничего общего с истинным. Властная дама очень быстро стареет, ведь её организм ослаблен внутренними противоречиями. Женщине хочется быть слабой, беззащитной, желанной, но ей приходится изо дня в день надевать маску энергичного и уверенного в себе повелителя.

Добродушие и покладистость

Такая «маскировка» свойственна слабовольным мужчинам. Они вырабатывают психологическую защиту от более сильных по характеру людей. Спасение от негатива находят в гараже, распивая бутылочку с соседями в конце дня. Помогает также рыбалка, поход в баню или на футбольный матч. Такие люди постоянно испытывают чувство вины перед самими собой и близкими. Где-то в глубинах души они понимают, что могли бы достичь в жизни большего, но бездарно прожили многие годы, которые уже нельзя вернуть. Из таких людей часто получаются алкоголики , что ещё более усугубляет проблему.

Жертвенность

Встречаются в жизни личности, готовые пожертвовать собой ради другого человека. Они творят себе кумиров, отказываясь при этом от карьеры и материальных благ. Взамен при этом не получают ничего. Но их поведение только на первый взгляд кажется странным. В действительности же каждое действие таких людей подчинено жёсткой логике. В далёком детстве их постоянно игнорировали, принижали значимость. В результате этого в душе возникло всепоглощающее чувство обиды.

Его нужно заглушить, возвыситься в своих глазах и глазах окружающих. И здесь панацеей выступает бескорыстная жертва. Она всегда вызывает чувство уважения, а иногда и сострадание. Такая маска в основном свойственна женщинам, так как психика у них более ранимая и ориентирована на общественное мнение. Эти представительницы прекрасного пола по-своему счастливы и считают такой образ жизни достойным.

Вечный клоун

Есть люди, которые всегда всех смешат. Они знают кучу анекдотов, шуток, прибауток. Серьёзными их увидеть просто невозможно, и кажется, что у таких личностей лёгкая, бездумная и бесшабашная натура. Но это обман. В действительности всё не так. В душе «вечного клоуна» постоянно сидит страх. Он боится оказаться ненужным и никчемным.

Чаще всего в детстве такой человек был нежеланным ребёнком. Малыш это постоянно чувствовал и глубоко переживал. Прошли годы, но страх остался. Поэтому напускная весёлость является «вросшей в душу» защитной маской от когда-то испытанного равнодушия и наплевательского отношения со стороны самых близких людей.

Душа компании

Такие люди стремятся быть первыми в любой деятельности. В больших компаниях всегда задают тон. Они лучше всех поют, лучше всех танцуют, говорят красивые тосты и пользуются всеобщим уважением и восхищением. Поведение у них всегда непринуждённое и уверенное, а внимание других воспринимается как должное. Но всё это является лишь маской, за которой скрывается главное - душевная пустота и страх перед будущим.

Создав образ победителя и баловня судьбы, такой человек очень боится поражений. Он глубоко убеждён, что окружающий мир только и делает, что пристально наблюдает за его успехами. Но никто не застрахован от ошибок. Оступиться может каждый, а для «души компании» такой сценарий развития событий означает полный крах. Ему невыносима мысль, потерять свой статус в глазах окружающих.

Такая модель поведения, как правило, навязывается ребёнку в детстве. Его все любят, балуют и внушают, что он самый лучший. Постепенно возникает глубокая убеждённость в правоте родителей. Но с возрастом приходит жизненный опыт, а с ним и понимание того, что взрослые заблуждались. Признаться себе в этом трудно. Отсюда и страх перед возможными неудачами, которые могут нанести серьёзный удар по уже устоявшейся психике.

Серая мышь

Человек ничем не выделяется из общей массы. Он спокойный, выдержанный, не хватает звёзд с неба и не привлекает к себе повышенного внимания. В школе это твёрдый «хорошист», на производстве - добросовестный работник. Проблем от такой личности нет никаких, поэтому она нравится людям.

Но никто даже не догадывается, что за внешней уравновешенностью скрывается чувство глубочайшего одиночества и эмоциональная замкнутость. Иногда «серые мыши» совершают самоубийства , чем вызывают шок у окружающих. Но они никогда не бросают вызов обществу и не идут на баррикады. Высокие душевные порывы им абсолютно чужды. Такая маска в наши дни пользуется определённой популярностью. Современный мир очень эгоистичен, а поэтому порождает «серых мышей» в большом количестве.

В заключение следует заметить, что маски помогают не просто жить, а выживать. В то же время их надо периодически снимать, чтобы они не «вросли» в душу и не заменили собой подлинную человеческую сущность.

В противном случае высока вероятность навсегда остаться на сцене. Ведь мир - это театр, а мы все - актёры. А какие психологические роли играете вы?

07
Июл
2015

Улыбка, которая скрывает душу.

Существует много методов, с помощью которых мы можем защитить наши личные зоны. Одним из них является использование масок. Лицо, которое мы открываем миру, лишь в редких случаях является нашим подлинным. Показывать на лице или в наших действиях то, что мы по-настоящему чувствуем, считается признаком необычного, почти ненормального поведения. Вместо того, чтобы раскрывать миру наши чувства, мы подчиняем строгой дисциплине выражения нашего лица и наши телодвижения.

Доктор Эрвин Гоффман в своей книге «Поведение в общественном месте» заявляет, что очевидными свидетельствами этой дисциплины являются наше внимание к внешности, одежде и прическе. С помощью своего внешнего облика, одежды и прически мы многое рассказываем о себе своим друзьям и коллегам. Доктор Гоффман отмечает, что от среднего человека в нашем обществе ожидают, что в общественном месте он появится аккуратно одетым и тщательно выбритым, умытым и причесанным. Это исследование, написанное шесть лет назад, не принимало во внимание того, что молодые люди могут появиться в обществе с длинными, не чесаными волосами, небритыми, а их вид будет более небрежным и раскованным. Однако и этот вид теперь привычный, поскольку стал соответствовать общепринятому идеалу.

Гоффман указывает на то, что в течение дня, например в часы пик в метро, тщательно подогнанные маски немного сползают с нас и становится заметным выражение «праведной и смертельной усталости», которое по-настоящему раскрывает наше истинное лицо. Мы теряем управление нашим защитным механизмом и из-за усталости забываем контролировать свое лицо. Постарайтесь взглянуть на лица людей в переполненном автобусе, вагоне метро или железнодорожном вагоне во время часа пик в конце рабочего дня. Посмотрите, сколько обнаженной человеческой природы выступает во всех лицах.

Изо дня в день мы закрываем эту обнаженную человеческую суть. Мы держим себя под строгим контролем, чтобы наше тело по небрежности не выплеснуло наружу то, что наш ум не сумел скрыть. Мы постоянно улыбаемся потому, что улыбка — это не только знак веселья или удовольствия, но и извинения, наш защитный сигнал.

Я сажусь рядом с вами в переполненном ресторане. Моя полуулыбка означает: «Я не хотел вам мешать, но это — единственное свободное место».

Я задел вас в кабине лифта, и моя улыбка вам объясняет: «Я не хотел проявлять агрессивность. Извините меня, пожалуйста».

Неожиданная остановка автобуса сбивает меня с ног, и я падаю на соседнего пассажира. Моя улыбка говорит: «Я не намеревался падать на вас. Я прошу вашего прощения».

И так мы улыбаемся целый день, хотя на самом деле мы раздражены и сердиты. На работе мы улыбаемся нашим клиентам, нашему начальству, нашим подчиненным. Мы улыбаемся нашим детям, нашим соседям, нашим мужьям, женам и родственникам. На самом деле лишь незначительная часть наших улыбок реальная. Большинство — лишь маски, которые мы носим.

В маскировке участвуют не только мускулы лица. Мы маскируем все наше тело. Женщины обучаются искусству сидеть так, чтобы скрывать свою сексуальную привлекательность, особенно когда на них короткие юбки. Они носят лифчики для того, чтобы держать груди на месте и скрывать излишнюю сексуальность. Мы держим себя прямо и застегиваем на все пуговицы рубашки, втягиваем свой живот и прибегаем к различным способам маскировки лица. У нас есть лица для вечеринок, для работы и даже похоронные лица. Даже для тюрьмы у нас есть специальные лица.

В книге «Этикет тюрьмы» доктор Филлипс пишет, что новые заключенные обучаются, как строить апатичное и бесхарактерное выражение лица. Когда же заключенные остаются одни, то они в качестве компенсации за долгое ношение маски безразличия начинают преувеличенно улыбаться, смеяться и выражать свою ненависть по отношению к тюремщикам.

С годами маски все труднее носить. Некоторым женщинам, которые всю жизнь полагались на красоту своих лиц, становится все труднее по утрам «собрать свое лицо вместе». Старые мужчины расслабляют мускулы своих лиц. С годами щеки все больше опускаются. нахмуренные брови не разводятся, а морщины не разглаживаются.
Снимите маску.

И опять-таки возникают ситуации, когда маска спадает. В машине, когда наши личные зоны расширяются, часто мы чувствуем, что можем сбросить маски. Порой, когда кто-нибудь висит у нас на хвосте или врезается в ряд перед нами, мы начинаем извергать потоки ругательств, которые потрясают своей преувеличенной реакцией. Почему мы выбрасываем столько сильных эмоций в такие минуты? В конце концов почему нас так волнует, если машина обгоняет нас или слишком близко подходит к нам?

Дело в том, что в таких ситуациях мы становимся невидимыми и необходимость в маске пропадает. Именно поэтому мы реагируем так бурно.

Сбрасывание маски часто говорит нам, что носить маску необходимо. Маску часто сбрасывают в психиатрических больницах. Психический больной, как и пожилой человек, может игнорировать многие обычно принятые в обществе маски. Доктор Гоффман рассказывал о душевнобольной женщине, у которой было неверно надето нижнее белье. Сначала она попыталась поправить его, задрав юбку у всех на виду, но когда это у нее не получилось, она сняла с себя все и затем надела все предметы одежды правильно.

Игнорирование такого обычного способа маскировки как одежда, невнимание к своему внешнему виду и уходу за собой являются очевидными признаками психического расстройства. Напротив, первым признаком психического выздоровления является интерес к своему внешнему виду.

Точно так же как прогрессирующее психическое расстройство заставляет пациента утрачивать связь с реальностью, путаться в способах словесного выражения, говорить вещи, которые не имеют ничего общего с действительностью, этот же процесс мешает ему выражать себя правильно с помощью языка тела. Здесь он также теряет контакт с реальным миром. Он делает заявления, которые нормальные люди обычно не высказывают вслух. Он отказывается соблюдать общественные условности и ведет себя так, как будто он перестает обращать внимание на окружающую аудиторию.

И все же утрата психически больным контроля над своим языком тела может дать ключ к пониманию того, что творится в его сознании. В то время как пациент может перестать говорить, он не перестает выражать свои мысли через язык тела. Он может высказывать правильные или ошибочные суждения, но его тело не может «замолчать». В то же время он может сдерживать свой язык тела, если он ведет себя так, как это Принято между людьми. Другими словами, если он ведет себя разумно, он будет до предела ограничивать поток информации на языке тела.

Но если он поступает разумно, то он, конечно, является разумным. Иных критериев для определения разумного состояния нет. Поэтому безумный человек должен выразить свое безумие действием и таким образом сообщить об этом миру на языке тела. В случае психически больных это послание является криком о помощи. Такой взгляд на поведение людей с психическими расстройствами открывает совершенно иные пути для их лечения.

Маскировка не может прикрыть невольных действий. Напряженная ситуация заставляет людей покрываться испариной, и нет никаких возможностей скрыть это. В других непривычных ситуациях у людей могут начать трястись руки или дрожать ноги. Мы можем скрыть эти проявления волнения, положив руки в карман или присев и сняв таким образом давление на дрожащие ноги. Мы можем также быстро двигаться, чтобы наша дрожь не была заметной. Страх может быть скрыт энергичными действиями, направленными на устранение причины вашего страха.
Маска, которая не сходит с лица.

Необходимость в маскировке бывает настолько велика, что процесс становится самопроизвольным и маску уже невозможно снять. Существуют некоторые ситуации, как например, при половом акте, когда маску следует снять для того, чтобы получить полное наслаждение, но многие из нас могут снять маску лишь в полной темноте. Человек боится, что его тело на своем языке расскажет о нем партнеру. Для многих людей даже темнота недостаточна для снятия масок. Даже в темноте они не могут снять панцирь, которым защищают себя во время полового акта.

По мнению Гоффмана, это объясняет большое число фригидности среди женщин среднего класса. Однако в своих исследованиях Кинси показал, что еще в большей степени прибегают к сдержанности в половых отношениях женщины из рабочего класса.

Часть наших познаний о том, как следует маскировать свои чувства является приобретенной в результате общения с другими людьми, а часть — результат специальных кодексов поведения. Описание маскировки часто содержится в книгах по этикету. Эти книги диктуют, что следует, а что не следует делать на языке тела. В одной книге написано, что является неприличным потирать свое лицо, дотрагиваться до зубов или чистить ногти на людях. Что надо делать со своим телом и своим лицом, когда вы встречаете своих друзей, точно описано в книге по этикету Эмили Пост. В ее книге даже написано, что следует не замечать женщин в общественных местах.

Многие из правил этикета являются общепринятыми для всего человечества, но немало правил отличаются друг от друга в зависимости от культурной среды.

Некоторые аборигены Австралии проявляют вежливость, избегая глядеть в глаза друг другу. В Америке же вежливым считается смотреть друг другу в глаза во время беседы.
Когда личность перестает быть личностью?

В любой культуре возникают ситуации, когда маска может спасть. Черные жители южных штатов знают «ненавидящий взгляд» белых, который бывает вызван лишь неприязнью к цвету кожи своего собеседника. Тот же самый взгляд, направленный на белого человека, может быть спровоцирован лишь совершенно недопустимым поступком того, на кого направлен этот «луч ненависти». Культура поведения в южных штатов совершенно не допускает, чтобы черный посмотрел так на белого ни при каких обстоятельствах.

Одной из причин, почему белый человек позволяет себе сбросить маску со своего лица, состоит в том, что, с точки зрения белого южанина, черный не личность, он — предмет, о мыслях и переживаниях которого не стоит задумываться. Однако на Юге у черных жителей существуют свои тайные знаки. С помощью определенного движения глаза черный человек может сказать другому, что тот является его черным братом, хотя его кожа так светла, что он может вполне сойти за белого. Но другое движение глаза может предупредить черного, сообщив ему: «Я выдаю себя за белого». В нашем обществе детей часто рассматривают как обезличенных существ. Аналогичным образом относятся и к слугам. Возможно сознательно, а возможно бессознательно мы считаем, что перед этими обезличенными существами не следует носить маски. Мы не боимся задеть чувства обезличенных существ. Какие у них могут быть чувства, чтобы их можно было задеть?

Это отношение обычно расценивается как проявление классового подхода. Класс, находящийся наверху в обществе, ведет себя так по отношению к классу, находящемуся внизу. Мы не обязательно будем стараться надеть маску на работе в присутствии своего подчиненного, дома — в присутствии своего слуги или своего ребенка.

Я как-то сидел в ресторане со своей женой. Через столик от нас сидели две пожилые женщины и попивали свои коктейли. Все в них — от их мехов до причесок — кричало на весь ресторан: «Богатство!». Их поведение лишь подчеркивало это сообщение. В переполненном ресторане они разговаривали друг с другом так громко, что их голоса разносились по всему залу. Однако содержание их разговора касалось их личных и даже интимных дел. В результате все остальные посетители ресторана для того, чтобы сохранить иллюзию уединенности должны были вести себя так, как будто они ничего не слышали из разговора двух женщин, а беседовать напрягаясь, чтобы не обращать внимание на громогласный диалог этих дам.

На языке тела эти две женщины сообщали: «Вы не имеете никакого значения. Вы все, в сущности, не являетесь людьми. Вы — обезличенные существа.

Имеет значение лишь то, что мы собираемся сделать, а это никого не должно смущать».

Вместо того, чтобы использовать свои тела для передачи этого послания, две дамы использовали громкость голоса. При этом голоса передавали и конкретную информацию, и одновременно другую информацию, которую обычно передают с помощью языка тела.

В вышеприведенном случае маска сбрасывается, но это служит для выражения презрительного отношения к другим людям. Снятие маски перед обезличенным существом часто не является демаскировкой. В большинстве же случаев мы сохраняем наши маски на лице. Для этого существуют важные причины. Часто снимать маску опасно. Когда к нам на улице приближается нищий, то, если мы не хотим ему ничего подать, нам важно притвориться, что его здесь нет, и мы его не видим. Мы закрепляем нашу маску, отворачиваемся или спешим мимо. Если мы позволим себе снять маску и взглянуть на нищего как на личность, нам придется не только обратиться лицом к нашей совести, но и открыться перед его просящим взглядом, умоляющими словами и его попытками привести нас в смущение.

То же самое можно сказать про многие случайные встречи. Мы не можем позволить себе растрачивать время на обмен словами и любезностями, по крайней мере, в городских условиях. Вокруг нас слишком много людей. В деревне или пригородных жилых кварталах дело обстоит по-другому. По этой причине там люди меньше прибегают к маскировке.

Кроме того, показывая свое подлинное лицо, мы открываем себя для малоприятных истолкований нашей натуры. Гоффман хорошо раскрыл это обстоятельство на примере психиатрической лечебницы. Он описал одного пациента средних лет, который постоянно шагал по коридорам больницы, держа в руках сложенную газету и зонтик в чехле. На его лице было выражение человека, который опаздывает на деловое свидание. Для этого больного было чрезвычайно важно делать вид, будто он обычный бизнесмен, хотя он не обманывал никого, кроме самого себя.

В восточных странах маскировка может быть чисто физическим процессом. Обычай носить паранджу или чадру позволяет женщинам скрывать свои эмоции и защищать их от агрессии мужчин. В этих странах язык тела общепризнан и считается, что мужчина при малейшей провокации со стороны женщины постарается навязать ей половые отношения. Паранджа позволяет женщине скрывать часть лица и прятать любую невольную гримасу, которая может быть истолкована как поощрение мужчины. В семнадцатом веке женщины высшего света Западной Европы использовали для этих же целей веера и маски на палочках.
Мазохист и садист.

Во многих случаях маскировка может быть использована как инструмент психологической пытки. Возьмем пример Энни, жены Ральфа, который старше своей супруги, имеет лучшее образование и очень хорошо сознает то обстоятельство, что Энни не ровня ему в интеллектуальном и социальном отношении. Однако парадоксальным образом Ральф полюбил Энни и решил, что она лучше всего подходит для него в качестве жены. Это не помешало ему начать свою игру с Энни, игру с чрезвычайно сложными правилами.

Когда Ральф возвращается домой после рабочего дня, жизнь в доме следует согласно раз и навсегда заведенному ритуалу. Ральф приходит домой в шесть, моется, читает вечернюю газету до шести тридцати. В этот момент Энни должна позвать его к ужину. Энни нужно приготовить ужин точно в шесть часов тридцать минут: ни минутой раньше, ни минутой позже. Энни садится за стол и украдкой следит за выражением лица мужа. Ральф знает, что она за ним наблюдает. Она знает, что он чувствует ее постоянное внимание к его выражению лица. Но никто никогда не признается в этом.

Ральф никак не дает Энни понять, нравится ли ему еда. Тем временем Энни уже сочинила целый драматический сюжет, вполне пригодный для мыльной оперы. У нее на душе скребут кошки: а вдруг Ральфу не понравится еда? В этом случае они весь вечер проведут в полном молчании.

Энни ест неуверенно, поминутно взглядывая на бесстрастное лицо Ральфа. Сумела ли она правильно приготовить ужин? Удалась ли ей подливка? Она точно следовала рецепту, но добавила свои специи. А что если она ошиблась? Да, возможно, что именно так и случилось! Она чувствует, как у нее обрывается сердце, а все тело напряжено от волнения. Нет, решительно Ральфу не понравилась еда. Кажется, его губа искривилась в презрительной ухмылке.

Ральф, разыгрывая свой сюжет мыльной оперы, отрывается от тарелки, долго глядит на Энни с непроницаемым лицом, пока та переживает смертные мучения, и, наконец, его лицо медленно расплывается в улыбке одобрения. И неожиданно, чудесным образом, вся душа Энни начинает петь от счастья. Жизнь — чудесна! Ральф — ее любовь! Она — очень, очень, очень счастлива! Она возвращается к своей еде, которая теперь ей доставляет удовольствие, и жадно поглощает ее.

Тщательно управляя своей маской и синхронизируя каждое свое телодвижение, Ральф сумел осуществить свою пытку и получить желанное им удовольствие. К таким же приемам он прибегает и ночью, находясь в постели с Энни. Ни единым намеком он не дает ей понять, займется ли он любовью с Энни или нет. Энни опять должна пережить мучительные сомнения: «Дотронется он до меня или нет? Любит ли он меня или нет? Как я вынесу, если он отвергнет меня?»

Когда, наконец, Ральф дотрагивается до нее, Энни испытывает прилив экстаза. Не нам решать вопрос о том, является ли Энни жертвой или соучастницей в этой игре. Здесь мы хотели бы только обсудить вопрос о том, как используется маска для осуществления пытки. Садистско-мазохистские отношения Энни и Ральфа странным образом приносят им обоим удовлетворение.

Однако выгоды от игры в маски обычно более очевидны для носителей масок.
Как сбросить маску.

Реальные или воображаемые выгоды от ношения маски заставляют нас с большой неохотой отказываться от нее. Помимо прочего с помощью маски мы навязываем людям отношения, в которых они не заинтересованы. Мы боимся оказаться отвергнутыми без наших масок. И в то же время ношение масок может лишить нас отношений, которые мы желали бы иметь. Не теряем ли мы столько же, сколько и обретаем благодаря маскам?

Возьмите, например, Клодию. Она — привлекательная женщина, которой недавно перевалило за тридцать, тонкая натура. Благодаря тому, что она работает в крупной финансовой конторе, Клодия постоянно общается с многими мужчинами в течение дня, и ее часто приглашают на свидания. Однако она остается незамужней и, хотя она не хотела бы это признать, до сих пор — девственница.

Клодия утверждает, что в этом не ее вина. Она — страстная девушка, и с ужасом взирает на перспективу бесплодной жизни старой девы. Почему же ей не удается увлечь мужчин эмоционально и сексуально? Клодия не знает почему. Ответ знают мужчины, которые ходили на свидания с ней.

«Она дает вам отпор, — ответил один их них. — Черт побери, мне нравится Клодия. На работе она восхитительна, и я пошел с ней раз на свидание. Однако как только что-то начинает наклевываться, она замерзает и ее ответ совершенно ясен: „Не тронь меня! Это не для меня!“ — Тогда кому вообще нужна вся эта канитель?»

Действительно, кому? Кто может разглядеть за грозным фасадом Клодии пылкую и страстную женщину? Боясь быть отвергнутой, Клодия спешит первой объявить об отказе, еще до начала серьезных событий. Таким образом она избегает того, чтобы ей нанесли рану. Ей никогда не отказали, потому что она первой спешит отказать другим.

Глупо? Возможно, но это эффективный способ не стать отвергнутой, если вы считаете, что это самое страшное, что может с вами случиться. Для Клодии дело обстоит именно так. Поэтому вместо того, чтобы рисковать, она проведет оставшуюся жизнь в одиночестве.

Маскировка Клодии — ненужная и приносит ей много вреда, но существуют и необходимые маски, ношение которых предписано общественными нормами. Человек, который маскирует свое лицо в соответствии с этими правилами, может быть, отчаянно желает прибегнуть к языку своего тела. Однако обычай запрещает ему это сделать.

В качестве примера приведу рассказ о семнадцатилетней девушке, которая пришла к моей жене, чтобы рассказать ей о своих проблемах.

«Каждый день я возвращаюсь на автобусе с одним мальчиком. Я его не знаю. Он сходит на моей остановке. Мне он нравится. Мне кажется, что я ему нравлюсь. Я хотела бы с ним познакомиться, но не знаю, как это сделать».

Исходя из своего жизненного опыта моя жена предложила девушке в следующую поездку на автобусе взять неудобные, тяжелые свертки и споткнуться и рассыпать свертки по мостовой, как только она выйдет из автобуса.

К моему удивлению, этот трюк сработал. Так как на этой остановке сходило только два пассажира, то единственным кавалером, кто в точном соответствии с нормами этикета, бросился на помощь даме, попавшей в беду, был понравившийся ей молодой человек. Он помог собрать пакеты, и они смогли сбросить маски. К тому моменту, когда он довел ее до дома, они уже настолько познакомились друг с другом, что девушка могла пригласить его в дом выпить «Кока-колу». И дело пошло на лад.

Стало быть, в нужное время маску следует сбрасывать, если личность хочет расти и развиваться, если она хочет строить полноценные отношения с другими людьми. Большая проблема состоит в том, что, проносив маску всю жизнь, ее не так-то легко сбросить.

Иногда маску можно сбросить, только надев другую маску. Человек, который одевается в клоунский наряд для любительского спектакля, часто освобождается от запретов и сдерживающих начал. В этом костюме он может шутить, дурачиться и проказничать с полной раскрепощенностью.

Однако в этом случае мы имеем дело с двойной маскировкой, созданием двойных оборонительных рубежей, позволяющих сбросить маску. Парадоксальным образом одновременно с постоянной потребностью держать язык нашего тела под контролем, существует жгучее стремление выкрикнуть на весь белый свет: кто мы такие; что мы желаем, сбросить маску, то есть освободить себя и общаться свободно с другими людьми.

Психологические маски, которые мы носим.

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему совершенно разные люди могут воспринимать Вас совершенно одинаково? Почему происходит так, что у людей разного возраста, пола или социального положения возникает схожая реакция при виде Вас? А ведь это происходит отнюдь не случайно. Мы сами программируем людей на определенное отношение к самим себе. И делаем это с помощью своего лица, точнее его выражения. Мы настолько привыкли носить разные психологические маски на своем лице, что порой, даже не замечаем этого. Зато их очень хорошо замечают окружающие, и ведут себя соответственно тому, какое послание мы им адресуем с помощью своего лица. Хорошо, если выражение нашего лица вызывает позитивный отклик у окружающих. Но ведь не всегда бывает именно так…

Наше лицо - это визитная карточка нашей личности. Только единожды взглянув на человека, мы можем довольно точно определить, в каком настроении он находится, каково его самочувствие, насколько он успешен, не говоря уже о возрасте и внешней привлекательности. Так мы формируем первое впечатление о человеке, которое, как известно, складывается в течение всего лишь первых 30 секунд общения. При чем, в первую очередь мы пытаемся ответить на вопрос: Что перед нами за человек? Какой он? И сразу же по отдельным чертам его внешности мы формируем свое мнение, относя человека к какой-то из внутренних категорий: рубаха-парень, разгильдяй, кокетка, бандит, нюня, веселушка, ботаник, леди вамп и т.д.и т.п.

Поступая так по отношению к другим людям, и делая это автоматически, почти неосознанно, мы почему-то забываем, что и другие точно так же поступают с нами. Они так же сканируют наше лицо, приходят к определенному выводу по нашему поводу, и строят дальнейший диалог, исходя из того, что они видят, и соответственно, ждут от человека. Мы всегда, хотим мы того или нет, отсылаем четкий запрос окружающим, как к нам нужно относиться и как нас воспринимать. Т.о. мы создаем программу, по которой мы выстраиваем свои отношения с людьми, а в конечном итоге и свою жизнь.

Самое страшное, что мы не всегда осознаем эту программу. А если и осознаем ее наличие, то не всегда правильно оцениваем степень ее влияния на нашу жизнь. Нам кажется, что мы вовсе не так уж и угрюмы, мы имеем веские причины для уныния, написанного на лице, а эти бровки домиком делают наше лицо просто милым, отнюдь не вызывая жалость у окружающих. Мы склонны строго судить других и гораздо мягче - себя. Но остальные делают то же самое! Вот так и получается, что мы ищем причины негативного к себе отношения в недоброжелательности других, в то время как все они (или большинство) лежат в нас самих.

Поэтому я предлагаю максимально объективно взглянуть на себя, на свое лицо и его выражение, и понять, какое основное послание оно несет окружающим. Подойдите к зеркалу, и внимательно посмотрите на свое лицо. Какое оно: веселое или угрюмое, злое или плаксивое, задорное или грустное. Постарайтесь максимально расслабить мышцы лица, чтобы увидеть его истинное выражение.

Когда мы подходим к зеркалу, то чаще всего непроизвольно меняем выражение своего лица, как бы позируя перед самим собой. В итоге мы видим в зеркале не совсем то, что привыкли видеть на нашем лице окружающие. Постарайтесь максимально расслабиться, не строя себе рожи, и не буравя свое отражение пристальным взглядом, отыскивая недостатки внешности. Постарайтесь охватить лицо в целом, чтобы понять, какое общее впечатление оно производит. Посмотрите на себя, как на незнакомца. Что бы Вы могли сказать об этом человеке, если бы видели его в первый раз?

Если Вам уже давно не 18, то сеточка мелких и не очень морщин будет подсказывать Вам, какое выражение привычно «проступает» на Вашем лице. Ведь морщины образуются тогда, когда мы часто принимаем одно и то же выражение лица. Когда появляются морщинки, наше лицо превращается в более или менее устойчивую маску, т.е. в личину, которую мы предъявляем миру. Таких масок может быть множество, сообразно настроению и ситуации, но основная из них одна. Остальные же лишь накладываются поверх нее. Давайте рассмотрим, какие основные маски мы с Вами носим.

Психологические маски:
________________
1. Основная маска - это маска нашей базовой психологической травмы.

Мы с Вами живем в мире, где далеко не все и не всегда складывается самым благоприятным для нас образом. Бывает так, что в нашей жизни происходят очень тяжелые события, с которыми мы не можем до конца справиться. В итоге в нашей психике возникает сильная травма, которая оказывает большое влияние на нашу жизнь, зачастую заставляя нас переосмыслять свои ценности и взгляд на мир. Это своего рода психологическая заноза, которая постоянно напоминает о себе, заставляя нас оберегать больное место и избегать лишних движений. Время от времени она может гноиться, принося нам все новую боль. Она отравляет нам жизнь, но мы никак не решаемся от нее избавиться, боясь новой, еще более сильной боли. Вот и носим ее в себе постоянно. Иногда мы настолько к ней привыкаем, что даже не представляем, как бы мы жили без этого.

К базовым психологическим травмам относятся: потеря или длительное отсутствие близкого человека, унижение и потеря статуса, психологическое или физическое насилие, несчастный случай или катастрофа, крушение идеалов, отвержение. Что бы это ни было, но это настолько сильное переживание, которое заставляет человека перегруппироваться вокруг него, бережно защищая это больное место. Испытывая сильное эмоциональное потрясение, человек столь же сильно переживает его и на физическом уровне, образуя мощные зажимы на уровне тела. Естественно, что это отражается на его внешнем облике, создавая ограничения в теле и маску на лице.

Т.о. пережитая травма продолжает жить в нас, заставляя меняться наше лицо и тело. Проявляясь на лице, она как бы взывает к окружающим, требуя от них помощи и участия. Но поскольку мы сами давно уже смирились со своей травмой и вызываемой ею болью, можем практически не осознавать ее, то и реакция на нас окружающих может быть нам не понятна, вызывая у нас неприятие и даже агрессию. Вот так и получается, что наше лицо кричит одно, а мы можем оценивать себя совершенно иначе.

Отсюда и берут свое начало такие парадоксы, как строгий начальник с выражением лица обиженного ребенка или почтенная матрона с фарфоровым личиком и наивными глазами маленькой девочки. Это происходит потому, что наше тело под влиянием эмоционального стресса как бы застывает, сохраняя навечно то самое выражение лица, которое отражает наши травматические переживания. Более того, оно запоминает не только эмоцию, но и возраст, в котором она была пережита. Именно поэтому лица людей, переживших травму в раннем детстве, сохраняют детские черты до самых преклонных лет.

Так проявляются наши психотравмы, создавая у нас на лице различные маски, которые мы вынуждены носить до конца жизни. Они остаются на нашем лице не зависимо от нашего настроение или физического самочувствия. Наши текущие эмоции как бы накладываются поверх этих основных масок, слегка корректируя их, но не в силах изменить кардинально. Так, человек может улыбаться губами, а глаза его останутся печальными, да и уголки рта часто как будто не в силах подняться вверх, создавая печальную запятую на лице.
________________________________
2. Маска базового отношения к жизни.

Она в чем-то похожа на предыдущую, но формируется не в результате какого-то разового негативного опыта, а как отражение нашего отношения к жизни и собственной жизненной истории. Эта маска проявляется постепенно, отображая весь спектр характерных для нас эмоций, наше представление о себе и своем месте в этом мире, наши ожидания от окружающих, наш образ мыслей и действий. Эта маска способна видоизменяться с течением времени, обрастая все новыми деталями, но основные ее черты все же остаются неизменны, как неизменны и наши взгляды на жизнь.

Именно эта маска наиболее точно отражает нашу истинную сущность, те мысли и эмоции, которые у нас преобладают. Так, оптимист будет стараться при любых обстоятельствах сохранить жизнерадостное выражение на своем лице, в то время как пессимист даже в минуты бурной радости не сумеет до конца стереть привычное выражение грусти. Внимательно понаблюдайте за окружающими, и Вы увидите, что одни люди как будто бы постоянно плачут, другие вечно недовольны, третьи - презрительно-надменны.

Отчетливо видя эти черты у окружающих, мы часто не замечаем их признаки у самих себя. Но зато их видит и замечает наше бессознательное, воспринимая выражение лица как руководство к действию. Видя по отражению в зеркале, что мы недовольны, оно услужливо выискивает в нашем окружении все новые и новые поводы для недовольства, а таких можно найти множество. В результате мы еще больше укрепляемся в своем восприятии окружающей действительности, усиливая соответствующую эмоцию и ее выражение на лице. Вот так и получается, что наше лицо как печать хранит какую-то основную эмоцию, целостно отражающую наше базовое отношение к жизни.
________________________
3. Профессиональные маски.

Занимаясь большую часть жизни определенной деятельностью, мы хотим того или нет, вырабатываем и развиваем у себя ряд черт, характерных для людей этой профессии. Это называется профессиональная деформация. Естественно, что эти новые черты тут же находят свое выражение на нашем лице. С течением времени эта маска так сильно к нам привыкает, что становится неотделима от нас самих.

Плохо то, что мы часто переносим эту маску и характерное для нее поведение из профессиональной деятельности в свою личную жизнь. Так строгая учительница продолжает поучать и строить своих домочадцев, а хирург сохраняет непроницаемо-сосредоточенное выражение на лице даже в постели с женой. В итоге эти маски, призванные вначале защитить человека, помочь ему выработать правильную линию поведения в его профессиональной деятельности, начинают подчинять его себе.

Профессиональная маска страшна тем, что под ней человек теряет свою индивидуальность, становится просто представителем определенной категории людей. А ведь нам хорошо известно, что может и чего не должен делать тот или иной профессионал. Мы навряд ли ждем от интеллигентного архитектора, что он будет в припрыжку скакать по коридору, да и рослый военный, беззаботно рвущий на лугу цветочки покажется нам довольно странным. Вот так, выбирая себе профессию, мы неизбежно накладываем на себя ограничения, развивая одни свои черты и пренебрегая другими.

Поэтому, если Вы хотите оставаться многогранной личностью, не ограниченной определенным набором черт и напротив, не хотите переносить на свою семью тот тип отношений, который есть у Вас с подчиненными (или с начальником), научитесь разотождествлять себя со своей профессиональной маской. Сделать это можно довольно просто: достаточно произнести несколько раз формулу, начинающуюся словами Я НЕ…, и дальше подставить какую-то свою характеристику. Например: я не мое тело; я не то, что я делаю; я не то, что я чувствую; я не то, что я имею.

А после того, как Вы все это произнесли, самое время задаться вопросом КТО Я?
_____________________
4. Заимствованные маски.

Живя среди людей, мы волей или неволей приобретаем черты тех, с кем мы постоянно общаемся. При этом важна не только продолжительность и интенсивность этого общения, но и значимость для нас данного человека. Все мы в подростковом возрасте старались подражать какому-то кумиру, а будучи маленькими, повторяли все за родителями. Так мы учились новым для себя моделям поведения, расширяя свой арсенал общения. Но даже став вполне взрослыми и самостоятельными, мы продолжаем копировать тех, с кем проводим значительную часть времени. Для кого-то таким образцом для подражания становится любимый начальник, кто-то восхищен своим лучшим другом, а другие видят достойные примеры на экране телевизора.

Но в подобном копировании есть и своя опасность. Ведь вместе с хорошим мы вполне можем перенять и то плохое, что есть у человека. А кроме того, примеряя на себя чужую личину изо дня в день, мы постепенно и незаметно для себя изменяемся, утрачивая свою индивидуальность. Мы вполне можем стать просто бледной копией своего кумира, так и не достигнув его высот. Поэтому подражание хорошо лишь на первых этапах вхождения в какую-то новую для себя роль, но его нужно суметь вовремя отбросить, выработав свою новую линию поведения, отличную от перенятого вначале образца.

Наиболее часто мы перенимаем, даже сами того не замечая, некоторые черты своих родителей. Именно так мама поджимает губы, когда чем-то недовольна, а папа также выкатывает глаза в приступе злости. Чем более сильна наша связь с кем-то из родителей, тем больше ужимок из его арсенала перейдут к нам. И даже если мы пытаемся от них избавиться, контролируя свое поведение и выражение лица, в момент сильных эмоций эти черты неизбежно к нам возвращаются, конечно, если мы не сумели сменить их на какую-то другую модель поведения.

Заразительны также гримасы людей сильных и харизматичных. Сильный человек помимо воли притягивает к себе внимание, заставляя с собой считаться, прислушиваться и приглядываться к себе. Вот мы уже и отметили его привычку хмурить брови и покусывать кончик карандаша в минуты раздумий. Поэтому рядом с сильной личностью часто можно обнаружить людей, имеющих весьма сходное выражение лица.

Также заразительны и эмоции, испытываемые одновременно большим количеством людей. Так, на лицах служителей похоронных контор как будто застыла вечная скорбь, как отражение того, что они почти каждый день наблюдают на своем рабочем месте. Именно поэтому выражения лиц милиционеров так часто похожи на лица тех бандитов, с которыми они постоянно общаются. А вот лицо свадебного тамады гораздо чаще освещает веселая улыбка, даже тогда, когда он не на работе.

Поэтому так важно окружить себя «правильными» людьми. Постоянно вращаясь в обществе успешных людей, мы приобретаем частичку успеха и для себя самих, а наши манеры и выражение лица становятся все более спокойными и уверенными. Общаясь с людьми набожными (не фанатичными), мы и сами становимся более терпимыми, оптимистичными и доброжелательными, внося духовный свет в свою душу и озаряя им свое лицо. Постоянно сталкиваясь со счастливыми семейными парами, мы имеем гораздо больше шансов удачно построить свои отношения со второй половинкой.

Итак, мы с Вами выяснили, что различные психологические маски, которые мы носим на своем лице, являются лишь отражением нашего внутреннего мира. Но они также способны влиять на нас, подчиняя себе наше мироощущение. Сначала мы одеваем эти маски на себя, пытаясь примерить новую роль или защищаясь от боли, а потом уже и сами не замечаем, как эти маски начинают управлять нашей жизнью. Чтобы этого не происходило, постарайтесь в любой ситуации оставаться самим собой. А о том, как помочь себе избавиться от маски, мы поговорим в моих следующих статьях.