Спортивный бильярд. Как закрутить шар вокруг горизонтальной оси

Винт. Накат и оттяжка

В каждой игре есть своя изюминка. Такая изюминка есть и в бильярде.

Название этой изюминки - винт. Согласно бильярдной терминологии, винтами называются удары, когда биток в той или иной степени вертится волчком вокруг своей вертикальной оси. Винт - это заранее рассчитанный удар не по центру шара. Причем в зависимости от того, в какую часть шара наносится, он так и называется: в верхнюю часть - верхний винт, или накат; в нижнюю часть шара - нижний винт, или оттяжка; правее центра шара - правый винт, левее - левый винт. Есть еще винты, совмещенные пропорционально и непропорционально: правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний. Эта пропорция определяется игроком для каждого конкретного удара. О винтах можно говорить бесконечно. В теории это самая непросчитанная и самая непросчитываемая часть.

Путаются в винтах порой не только начинающие. Вы уже знаете, что при точном центральном ударе в борт под прямым углом без винта (кий приходится точно в центр битка) биток должен вернуться прямо к вам. При смещении точки удара кием по битку биток придет от борта не точно к вам, а пройдет правее или левее. Краткое описание всех эффектов винта сделать очень сложно, но еще сложнее применять винты на практике. Винты чаще всего применяют для изменения траектории битка. Какое влияние на траекторию шара при горизонтальном ударе оказывает тот или иной винт и при каких обстоятельствах?

Этих обстоятельств немало:

В результате действия самого кия;

Вследствие взаимодействия с покрытием (сукном);

Вследствие взаимодействия с бортом (с бортами), когда винт может приобретать еще значение попутного и обратного;

В результате взаимодействия с другим прицельным шаром (шарами);

В зависимости от степени удаленности от центра точки приложения силы, то есть от силы винта;

В зависимости от силы самого удара;

В зависимости от полноты контакта с другим прицельным шаром, то есть от резки;

Во всевозможных сочетаниях уже конкретной игровой ситуации, где ничего уже не может быть произвольным.

Начнем с начала перечня. Первоначальной причиной всех бед является тот факт, что каждый удар кием по боковой поверхности шара отклоняет его в противоположную сторону. Левый винт - вправо, правый винт - влево.

Если расстояние между шарами будет большим, то «свой» шар станет подвержен эффектам вращения и начнет поворачивать в ту сторону, по которой был произведен удар. Здесь очень важны сила и качество удара, степень винта, качество покрытия. При горизонтальных ударах эти отклонения не будут большими, но и их необходимо учитывать при оценке каждого бокового удара. Теперь, стремясь придать максимальное вращение «своему» шару при горизонтальном ударе, игрок может идти двумя путями: во-первых, удалять точку приложения силы от центра шара, а во-вторых, ускорять движение самого кия, то есть делать более стремительный удар. Но надо помнить об одном правиле - удалять точку приложения силы при винте можно не более, чем на 60 % от центра. Именно здесь критический предел контролируемого удара, за этой чертой кий при ударе будет обгонять шар.

Часто бывает нужно, чтобы «свой» шар (или биток, как хотите) после удара пошел вперед. Для этого биток нужно ударить протяжным длинным ударом в верхнюю часть. Сделать это надо плавно и протяжно, а направление удара должно проходить в плоскости, параллельной бильярду. Есть еще один маленький секрет наката. При таком ударе важно не просто бить в верхнюю часть шара, но и немного опустить правую руку так, чтобы удар шел как бы немного внизу вверх. Тогда биток, двигаясь вперед, завертится еще и сверху- вниз, и когда он ударит по прицельному шару, то передаст последнему только свое поступательное движение, а сам после удара продолжит двигаться вперед. Подобный удар, как вы уже поняли, называется «накат». Накат самый обыкновенный и легкий удар. Все новички начинают играть только накатом. Притом при накате вернее всего прицел и удар. В «комбинированной пирамиде» («Американке») это вообще самый распространенный удар. Он, как правило, делается для того, чтобы после реализации удара «свояк» подкатился к лузе. Так игрок делает себе «выход» для реализации следующего удара. Нередко профессиональные игроки заканчивают партию, забив все 8 шаров в одну лузу, пользуясь исключительно накатом.

Для того чтобы биток, ударившись о прицельный шар, отошел назад, ему нужно сообщить два вида движения: одно поступательное, а другое вращательное, снизу вверх, то есть придать ему обратное вращение. При этом надо обязательно ударить в нижнюю часть шара, а правую руку необходимо держать строго параллельно плоскости игровой поверхности. Изредка игроки приподнимают правую руку, как бы совершая удар немного сверху вниз. Как и в предыдущем случае, биток после удара передаст прицельному шару поступательное движение, однако сам покатится не вперед, а постояв секунду-другую на месте, двинется назад. Этот удар называется «оттяжкой». Это, пожалуй, самый красивый, но и самый трудный удар. Многие весьма искусные удары немыслимы без оттяжки, и применение ее весьма обширно.

Совершая оттяжку, игроку необходимо сконцентрироваться на точном выполнении условий этого удара, а главное - на его полной завершенности до того момента, как вы начнете приподниматься над столом, желая уступить место своему шару. Сконцентрируйтесь на ударе, ведь шар обратно «по щучьему велению» «не прибежит». Не ожидайте также сразу и высоких результатов.

Итак, ударяя кием в плоскости, почти параллельной плоскости бильярда, не размахивайте кием слишком сильно. При оттяжке всего важнее мгновенность и мягкость удара, а не сила. Как ни странно, но даже если вам надо сделать сильную оттяжку назад, мощно при этом бить не обязательно и даже не нужно. Притом огромное значение здесь имеет наклейка. Эластичная, до известной степени, и шероховатая - лучше всего.

Если хотят сделать очень крутую оттяжку и если биток и прицельный шар стоят очень близко, тогда необходимо ударить кием вниз под углом 45° (мы говорили о необходимости таких ударов чуть выше). Иногда необходимость удара сверху вниз появляется, когда шар стоит почти у борта и возможности поставить кий параллельно столу нет. Этот короткий и быстрый удар в высшей степени труден, и употребление его тотчас же выдаст игрока подготовленного. По степени трудности этот удар можно сравнить с клапштосом через весь стол. Чем больше вы вкладываете в удар конкретных игровых требований, тем больший контроль за техникой удара потребуется при исполнении.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Учись играть в настольный теннис автора Барчукова Галина Васильевна

НАКАТ Технический прием накат появился значительно позже срезки. Возможность выполнять этот технический прием возникла с изобретением ракеток с губчатыми и резиновыми накладками. Мяч как бы обкатывают, «гладят» ракеткой снизу-вверх-вперед. Наверное, поэтому этот

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВИ) автора БСЭ

Винт Винт (от нем. Gewinde - нарезка, резьба, через польск, gwint), деталь машины цилиндрической, реже конической, формы с винтовой поверхностью или деталь с винтовыми лопастями. Различают группы В.: непосредственно взаимодействующие с внешней, или рабочей, средой и

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ

Из книги Альтернативная культура. Энциклопедия автора Десятерик Дмитрий

Винт ВИНТ - объединяющее название для группы наркотиков (перветин, джеф, мулька, белый) на основе алкалоида эфедрина. Создаются с помощью ряда операций с лекарством от простуды, содержащим эфедрин, - солутаном. В. по своему воздействию является активным, стимулирующим,

Из книги Я познаю мир. Авиация и воздухоплавание автора Зигуненко Станислав Николаевич

Винт вместо крыла? В этом собрании, как в капле воды, отразились те перемены, которые назревали в обществе. Конечно, Жюль Верн не мог не отразить их в своих книгах. Сцена, увиденная им в зале, в романе «Робур-завоеватель» превратилась в эпизод сражения тяжелого «Альбатроса»

Из книги Русский бильярд. Большая иллюстрированная энциклопедия автора Жилин Леонид

Винт вместо крыла Аэроплан или винтокрыл? Увлекшись достижениями авиации, мы с вами как-то совсем упустили из виду, что кроме самолетов в ней есть летательные аппараты и других типов.Способность вращающегося винта подниматься в воздух, как мы уже говорили, была известна

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Винт с резкой Теперь, когда мы узнали необходимое о резке, следует продолжить разговор о винтах. Если вы сместите удар с оси прямой удара по «своему» шару всего наполовину его диаметра, то при отскоке он сместится от прямой линии вправо или влево от своего естественного

Из книги 150 ситуаций на дороге, которые должен уметь решать каждый водила автора Колисниченко Денис Николаевич

Архимедов винт Архимедов винт определяется чаще всего как архимедов червяк, применяемый в червячных передачах различных механизмов. Архимедов винт.Архимедов винт, или червяк, выполняется по принципу архимедовой спирали – траектории точки, равномерно движущейся по

Из книги автора

Винт Винт – металлический стержень преимущественно с резьбой, но в ряде случаев винты изготавливают из прочной пластмассы на специальных штампах. Такие винты используются для соединения небольших деталей деревянных или пластмассовых. Винты металлические

Из книги автора

Совет № 116 Зимой перед перекрестком начинать торможение нужно заранее, поскольку перед ним могут быть гололед или снежный накат Если вы не последуете этому совету, рискуете выехать на перекресток, а это не сулит ничего

Держите кий на уровне бедра доминантной рукой. Возьмитесь одной рукой за отметку на кие, ближе к дальней его части. Там обычно есть условное обозначение. Возьмитесь рукой приблизительно на расстоянии от 10,2 до 12,7 см от конца кия. В идеале, рука, находящаяся дальше, должна образовывать угол в 90 градусов с кием.

  • Большинство новичков слишком сильно сжимают кий. Держите кий расслабленно, но контролируйте процесс.
  • Ваше тело должно находиться в линии с битком. Это поможет вам правильно прицелиться для удара.
  • Держите кий большим и указательным пальцами, можете подключить средний, если хотите придать удару бОльшую силу.
  • Наклонитесь пониже к столу. Когда вы возьмете кий в доминантную руку и выберете правильное место для удара, вам стоит наклониться пониже к столу, чтобы вы могли смотреть прямо по линии кия на бильярдный шар. У вас не получится правильный удар, если вы будете стоять прямо и будете зажаты.

    • Расслабьте ноги и немного их расставьте, хотя бы на десяток сантиметров.
  • Сделайте открытый упор другой рукой. Положите вторую руку на стол в 15-20 см от битка. Чем ближе вы к шару, тем более точным получится ваш удар. Когда ваша будет рука на столе, вы должны сделать упор в виде колыбельки на ней так, чтобы это позволило вам балансировать кий на руке и совершать удары. Конечно, определенные виды упоров в большей или меньшей степени подходят для различных ситуаций. Лучше всего, для начала, ознакомиться с наиболее часто встречающимся типом упора – открытым упором:

    • Для начала положите руку на стол и расставьте пальцы.
    • Поместите кий между фалангами указательного и среднего пальцев в образованное V-образное пространство.
    • Вы можете регулировать высоту кончика кия, поднимая или опуская руку.
    • Это позволит кию скользить, когда вы прицеливаетесь для удара по шару.
  • Держите кий устойчиво, пока прицеливаетесь. Наклонитесь вперед и мысленно поместите кончик кия на точку на битке, в которую вы будете бить. Техники удара в нужное место шара для более точного забивания вы усовершенствуете позже. В идеале, вам стоит ударять биток в центр или в самое выгодное место для удара, чтобы шар закатился туда, куда нужно.

    • Вы должны видеть прямую линию между битком и прицельным шаром (шар, который вы хотите забить).
  • Держите кий с учетом продольного центра тяжести и сделайте удар. Аккуратно выполните скользящее движение кием вперед, в то же время четко прицеливаясь. Если вы не совсем уверены в точности удара, аккуратно подвигайте кием вперед-назад по своему открытому упору, чтобы почувствовать уверенность и балансировку, прежде чем сделать удар. Помните о том, что вам нужно ударять шар, а не толкать его. Доведите удар до конца, немного продолжая движение после того, как вы уже совершили сам удар.

    • Пусть ваше тело остается низко наклоненным к столу до конца удара.
    • Держите кий расслабленно и свободно. Не сжимайте его слишком сильно во время удара. Если сжатие будет слишком сильным, кий может сорваться и изменить направление вашего удара.
    • Держите кий так, чтобы рука была снаружи, и поддерживайте его большим пальцем. Это обеспечит лучший контроль. При помощи большого, указательного и среднего пальцев другой руки держите кий на нужном месте.
  • Для просмотра описания товара и его технических характеристик, необходимо кликнуть по выбранной фотографии или по названию товара

    Первым этапом в ходе обучения игры в бильярд являются постановка самого удара, тренировка точности прицела, отработка движения руки. Техническая отработка удара вполне легкая, но стоит сразу научиться правильно его выполнять. Большинство новичков игнорируют это, ставя себе сразу же неверную цель. Вашей задачей является не вбить шар в лузу. Задача - осмыслить удар, исполнив его так, чтобы два шара минуя стычку прибыли в то место, где вы пожелаете. Прорабатывать основополагающие умения желательно на обычных колебаниях "в лоб": выбивать по битку по центровой точке шара. Когда же ваше техническое умение уже находится на сравнительно приемлемом уровне, наступает пора больше узнать о разных видах ударов, и приступить уже к их совершенствованию. Разновидность удара по битку определяется направлением смещения точки удара от центра шара. Подобных направлений 9 и каждая из них служит названием тому или иному удару.

    Виды ударов кием по битку

    Сделать касание кием для бильярда по битковой области можно по-всякому. Элементарнее всего определиться с различными направлениями поможет схема ударов в бильярде. Итак, виды ударов:

    1. Клапштос - биение в центровую зону мишени. Стартовый удар, с которого ведет начало шлифовка бильярдной техники. Остальные биения с отодвиганием от центровой точки именуют "эффе". Один из главных, дающим возможность "укласть" шар достоверно. При биении чётко по его центральной точке в плоскости, напротив поверхности бильярда, биток делает лишь ритмичное движение вперед и, соприкоснувшись с "чужим" шаром, остается на месте. Шар, что в игре отпрыгнет в заданном направлении.
    2. Накат - биение выше центровой отметки шара. Не редко возникает необходимость, связанная с тем, чтобы "свой" шар, минуя столкновения с "чужим" вышел вперед. Для данной цели накладывается медленный продолговатый удар в верхнюю область битка. Здесь же биток, помимо толчка в сторону от игрока, поймает колебательное движение и после столкновения с играемым шаром, задержавшись на секунду, продвинется вперед. Как нельзя, кстати подходит для дебютантов, делается просто, прицел при задаваемом ударе достаточно точен.
    3. Оттяжка - биение ниже центровой точки шара. Отличается от наката большей сложностью, поскольку шару стоит задать противоположное горизонтальное кручение. Когда возникает надобность в отхождении «своего» шара назад, то удар направляется в нижнюю область битка. Здесь же, в противовес накатному удару, наряду с замедленным движением вперед биток будет награждён верчением вокруг горизонтальной оси в противоположный бок и, задержавшись на месте, минуя удар, скатится назад.

    Удары кием в бильярде славятся именно оттяжкой, ведь она наиболее красивая и сложная из биений. Ее применение довольно-таки обширно. Огромным значением тут наделено наличие наклейки для кия . Лишь надлежащим образом обработанная мелом, закругленная, упругая и шершавая ее поверхность позволит точно исполнить биение.

    4. Правый боковик - удар в область исключительно вправо от центровой отметки битка. При подобном ударе биток обретает, помимо медленного толчка вперед, вращательное движение вокруг оси по вертикале, проходящей сквозь центр шара, вопреки часовой стрелки, и, столкнувшись с обыгрываемым шаром, отдав ему поступательное движение, закрутившись волчком и увлекаемый своим колебательным вращением, сдвинется только вправо.

    5. Левый боковик - удар в зону строго в левую сторону от центра битка. Воздействие подобного колебания схоже с предыдущим, только биение выходит вертикальным оборотом по часовой стрелке и после столкновения с иным шаром двинется влево.

    Дальнейшие четыре схемы ударов в бильярде признаны особенно сложными и именуются комбинированными толчками, поскольку включают в себя разом компоненты боковых ударов, также накат или оттяжку.

    6. Верхний правый боковик либо накат вправо - удар в точку вправо и вверх от центра битка. Такой толчок производится, если нужно, дабы шар после прохождения стычки с направленным шаром скатился в правую сторону и вперед. Удар посредством кия приходится на верхнюю правую область шара неспешно и протяжно. Приведенный удар сообщает шару три разновидности движения:

    Поступательное вперед;

    Ускоряющее движение - накат;

    Некоторое, едва приметно взору, отклонение в правую область вследствие бокового колебания шара около вертикальной оси.

    7. Верхний левый боковик либо накат влево – толчок в область слева и вверх от центральной отметки битка. Итоги приведённого битка подобны предыдущему, лишь шар движется влево и вперед.

    9. Нижний левый боковик или оттяжка влево - удар в область слева и вниз от центровой точки шара. Позволяет "свой" биток «оттащить» назад и влево, при соприкосновении с играемым.

    Типы ударов битком по прицельному шару

    С учётом удара битка по прицельному шару, разделяют два подвида ударов: прямой и резаный.

    «Прямой» удар

    "Прямыми" шарами именуется такое расположение шаров на столе, когда биток и мишень с лузой располагаются на ровной линии, приводя к соединению их центровые точки.

    Особо усложненным толчком в бильярдном состязании называется "прямой", наносящийся сквозь весь бильярдный стол, "свой" шар отдален от мишени на внушительное расстояние.

    Подобный удар запрашивает огромной прицельной точности.

    "Резаный" удар

    «Резкой» называют игроки сыгрывание шаров, находящихся вне линии, сосредотачивающей ударные центры и лузы. "Резать" во множестве ситуаций лучше, когда видна зона цели. Если шары размещены под углом в 90 градусов, то такое положение считается "предельным".

    Разработаны дополнительно такие удары, когда прицельный шар не идет тут же в лузу, а отскакивает от бортика, и после уже падает:

    · дуплет;

    · резаный дуплет;

    · круазе (обратный удар; биток после контакта с прицельным шаром, пересекет траекторию его хода к лузе)

    Дуплет

    Если искусственные линии начерченные мысленно от битка к шару-цели и от него к лузе, формируют равнобедренный треугольник, угол падения будет равен углу отражения. Шар-мишень поражают четко "в лоб", в непосредственную сердцевину шара, и он впадает в лузу. Подобный дуплет считают прямым. Он признан наиболее облегченным ударом из разряда дуплетов.

    Дуплет в среднюю лузу рекомендуется бить плавно. При заданном условии, даже в случае не совсем точного удара, шар-мишень, ударившись в губку лузы, отобьётся от нее и столкнется с другой ее губкой. Далее, поколебавшись, упадет. В случае крайне неточного удара, шар, соприкоснувшись с губкой, отойдет от лузы на определенное расстояние и подставки не выйдет.

    Резаный дуплет

    Резаный дуплет, отличается от прямого, сложным ударом. Здесь мишень не удастся обыграть "в лобовую". Шар необходимо "резать". От такого действия при малом углу падения значительно увеличивается угол отображения. Резаным дуплетом удается класть шары придельной сложности.

    Круазе-оборотный

    Если шар расположен под чрезмерно тупым углом, да так, что его нереально сыграть ни прямым, ни резаным дуплетом, то задействуют дуплет, именуемый круазе, или, попросту, оборотный.

    Огромное количество людей любит играть на бильярде. Есть профессионалы, а есть просто любители. Кто-то играет лучше, кто-то немного хуже, однако всем хочется научиться некоторым эффектным приемам, которые удивят окружающих и продемонстрируют мастерство игрока. Существует множество различных приемов, наиболее яркий из них – закручивание шара или, говоря бильярдным языком, ‑ винт. Данный прием выглядит очень эффектно, так как само по себе вращение шара не очень заметно, а вот движение шара по бильярдному столу, вызванное этим вращением, может быть совершенно неожиданным. Давайте попробуем разобраться, как нужно сделать удар, чтобы закрутить шар вокруг горизонтальной оси, и какой будет эффект от такого вращения.

    Результат удара кием по шару будет зависеть от места этого удара. Самый простой удар – удар в центр битка (шара, по которому осуществляется удар кием). Такой удар называется «клапштос» ‑ удар, при котором свой шар (биток) после центрального соударения с прицельным шаром остается на месте. В этом случае биток после удара кием некоторое время скользит по сукну бильярдного стола, а затем катится, вращаясь вокруг горизонтальной оси в направлении от кия.

    Если место удара кия сместить немного вверх от центра шара, то получится «накат» – удар, при котором биток получает дополнительное вращение в направлении движения шара. Так как линия действия силы со стороны кия не проходит через центр масс шара, то возникает вращающий момент. Аналогичная ситуация произойдет, если место удара кия сместить немного вниз от центра шара, в этом случае получится «оттяжка» – удар, при котором биток получает дополнительное вращение в направлении, обратном движению шара. В этом случае также возникнет вращающий момент, но в обратном направлении.

    При столкновении битка с прицельным шаром, центр которого находится на линии движения битка (центральный удар), в зависимости от закручивания результат столкновения будет разным. При осуществлении «наката» после столкновения оба шара будут двигаться в направлении первоначального движения битка. Это удобно, когда линия, соединяющая центры битка и прицельного шара, проходит через центр лузы. В этом случае при точном ударе оба шара могут оказаться в лузе. При осуществлении «оттяжки» после столкновения прицельный шар будет двигаться в направлении первоначального движения битка, а биток начнет двигаться в обратном направлении. Это удобно при забивании шаров в центральные лузы. В этом случае при точном ударе оба шара можно забить в противоположные лузы.

    Давайте рассмотрим, какой эффект будет от вращения битка при нецентральном ударе его о прицельный шар. Разлет шаров так же, как и без закручивания, будет под углом 90 0 . Это следует из законов сохранения энергии и импульса, а также теоремы Пифагора:

    При клапштосе биток после удара о прицельный шар будет двигаться вдоль прямой линии, а при закручивании шара – по криволинейной траектории: при «накате» он отклонится вправо, при «оттяжке» – влево. Описанный эффект можно использовать для забивания шара в лузу при сложном расположении шаров на бильярдном столе. Однако необходимо учесть очень важный момент. При выполнении нецентрального удара кием по битку кий может соскочить, и получится «кикс» – неудачный удар кием, при котором возникло скольжение наклейки кия мимо желаемой точки удара. В этом случае траектория движения шара будет абсолютно непредсказуемой вплоть до подскока битка. Для того чтобы уменьшить вероятность «кикса», необходимо тщательно намелить наклейку кия, что увеличит силу трения и не даст кию соскользнуть.

    По предложенному методу мы предлагаем вам потренироваться в выполнении удара с закручиванием битка и понаблюдать за движением шаров в результате такого закручивания.

    РУССКИЙ БИЛЬЯРД: техника удара

    Первое, с чего нужно начать — просто взять кий. Следующее — правильно встать в стойку и поставить мост. Затем — правильно прицелиться, подготовить кий к нанесению удара, ровно и плавно удар нанести. Собственно из этого и складывается техника удара.

    Понятно, что каждый игрок должен найти свой индивидуальный стиль. Но при этом необходимо соблюсти основное требование техники, которое заключается в выполнении прямолинейного удара исключительно весом кия.

    Чтобы понять, как правильно держать кий, надо в момент нанесения удара почувствовать его вес.

    Это можно сделать, если хват не очень жесткий, но и не слишком свободный.

    Я держу кий в основном двумя пальцами правой руки — большим и указательным, которые образуют достаточно плотное кольцо, чтобы чувствовать вес кия, и в то же время позволяют не напрягать мышцы кисти. До удара основание ладони не прикасается к кию. При замахе и движении назад мизинец, средний и безымянный пальцы выпрямляются, а при подходе кия к шару обхватывают, но не зажимают его. В последней фазе нанесения удара мышцы кисти должны быть расслаблены: их напряженное состояние может отразиться на прямолинейности удара, что нежелательно.

    Чтобы вам было легче научиться правильно держать кий, смотрите за работой вашей руки, наблюдайте за ней. Если научитесь наблюдать внутренним взором, ваша работа над хватом станет легче. А следовательно, в дальнейшем будет легче научиться правильно наносить качественный удар. Одним из основных условий является умение использовать вес кия. Во время подготовки к удару необходимо научиться осуществлять движения кием, используя его вес, не прилагая к этому дополнительных усилий. При правильном выполнении движения вы заметите, что именно вес кия помогает ему ходить ровно по одной линии. Представьте подвешенное бревно, которое раскачали и отпустили, и оно продолжает движения по заданной линии. Такую же свободу движения нужно придать и кию, потому что только под собственным весом он начинает ходить ровно по одной линии естественно, при правильном положении правого плеча и локтя.

    Сложность здесь в необходимости плавных переходов от движения вперед к движению назад и наоборот не делая полной остановки. Сконцентрируйте взгляд на кончике кия, делайте длинные, насколько это возможно, замахи. Чем длиннее замах, тем легче увидеть линию, по которой ходит кий, и почувствовать его вес. П ри изучении этого движения можно использовать зеркало. Следите, чтобы не было угла между кием и линией удара. Угол часто образуется при замахе. и это одна из самых распространенных ошибок, когда игрок теряет линию удара, заводя турняк кия за себя. Отражение в зеркале покажет, образуется этот угол или нет.

    Следите, чтобы локоть правой руки был выше плеча и оставался на одной высоте, четко над линией удара. Тогда вам будет легче водить кием по одной линии и чувствовать его вес. Обращайте особое внимание на то, чтобы локоть не опускался вниз при движении кия вперед и назад. Когда научитесь выполнять движения кием достаточно ровно, начинайте имитировать удар.

    Для этого, сделав 4-5 движений кием вперед — назад, остановите кий, плавно отведите его как можно дальше назад и сделайте паузу. После этого плавно проведите кий вперед его весом, то есть как бы отпустите его вперед, не прибавляя скорости и не замедляя ее. В идеале это напоминает движение морской волны, которая равномерно накатывается и бьет в причал. Доведите движение вперед до конца, когда локоть сомкнётся в суставе, удерживая его на той же высоте.

    П очему я советую не опускать локоть? Потому что тогда удар получается более ровным (хотя есть удар, когда локоть опускается). Так или иначе, локоть будет немного опускаться, но фиксированное положение его высоты способствует выполнению ровного удара.

    Пауза и начало движения кия после нее — очень важная часть удара. Во время паузы постарайтесь почувствовать, как стоит ваше тело, нет ли каких — либо отклонений или колебаний вперед — назад, вправо — влево. Научитесь плавно стартовать после паузы, чтобы тело оставалось абсолютно неподвижным.

    Тем, кто желает более подробно ознакомиться с системой обучения по В. Лазареву, советуем приобрести его книгу Бильярд: игра разума и силы воображения. Книга рекомендована как учебное пособие по русскому бильярду Международным комитетом по пирамиде и Советом чемпионов бильярда.