Что делать, если ребенок говорит плохие слова? Как отучить ребенка от «плохих» слов? Почему ребенок произносит ругательства.

Как мы уже не раз говорили, ребенок в первые годы своей жизни впитывает информацию как губка, малыш как чистый лист бумаги, все увиденное и услышанное отражается на нем.

Но помимо того, что ребеночек не только получает информацию, он ее еще и запоминает. И взрослые не в силах помешать данному процессу.

Как говорят некоторые психологи «нет смысла в профилактических беседах». Но есть то, что в ваших силах, дорогие мамы и папы. И это, конечно же, не употреблять «плохие» слова при ребенке. Тогда у вас будет уверенность хоть в том, что «нехорошим» словам малыш научился не в семье.

Но малыш ежедневно слышит речь деток, как погодок, так и более старших, смотрит телевизор и т.д.

Давайте же разберемся, почему ребенок так делает. Когда малыш слышит что-либо новое, необычное, неизвестное, у него появляется желание показать маме и папе, чему он научился.

Случается так, что малыш гордо копирует неприличные фразы и выражения значимого взрослого. Так как подражание – неотъемлемая черта раннего возрастного периода в жизни ребенка.

А бывает так, что малыш просто хочет увидеть вашу реакцию, понять, хорошо это, или ужасно.

Представьте за «плохое» слово вы будете ругать ребенка, придете в раздражение и недовольное состояние. Малыш быстро поймет, что вызывая ваш гнев, он может привлекать к себе внимание, не важно какое.

Мама говорит с тетей врачом, а на меня не обращает внимания, сейчас я ее разозлю, и она обратит, наконец, на меня свое внимание.

Как правильно себя вести?

Услышав «плохие» слова, тихо и не эмоционально, скажите ребенку, что так говорить нельзя. Скажите ребенку, что вместо этого слова, надо говорить такое.

Вы должны понять, иногда малыш говорит «плохие» слова просто потому, что не умеет говорить по-другому. Научите его! Не стоит говорить длинных нравоучений, вас не услышат и не поймут, будьте четки и лаконичны.

«Дурные» слова в общественном месте.

Бывает так, что ребенок выражается «плохими» словами в общественном месте, при свидетелях. Вам следует сразу же извиниться за ребенка, и постараться изменить тему разговора.

Если же вы начнете прилюдно отчитывать ребенка, наказывать или впадать в гнев, вы можете спровоцировать вспышку агрессии у ребенка. Также вы можете дождаться «потока плохих слов», которые малыш где-то когда-то услышал.

Не угрожайте. Не стоит угрожать ребенку, что если хоть когда-нибудь он скажет это «плохое» слово, то …

Негатив вызывает негатив, и малыш, подверженный своим импульсивным характеристика, тут же выдаст вам это «плохое» слово, чтобы поквитаться с вами. У вас будет два выхода, или наказать за непослушание, или отказаться от своих угроз.

Резюме:

Что делать, если ребенок говорит «плохие» слова?

  • Поясните малышу, что так говорить нельзя.
  • Дайте альтернативное слово, которое отражает его состояние. Замените «плохое» слово на «хорошее».
  • Не стоит ругать ребеночка.
  • Найдите другой вариант выхода энергии и агрессии. Например, активные игры.
  • Переведите внимание ребенка.
  • Откажитесь от угроз и наказаний.
  • Принесите краткие извинения, если «плохие» слова вашего ребенка слышали другие люди.

Речь — это показатель ума.
Сенека

Слово является важной составляющей нашего общения. Слово — это и средство передачи информации, и возможность выразить свое отношение к происходящему. Словом можно поддержать в трудную минуту и смертельно оскорбить. Очень часто приходится слышать от родителей жалобы, что ребенок начал употреблять «плохие слова».

Родители спрашивают, как реагировать на бранные слова в лексиконе детей. А самих детей, так же как их родителей и учителей - воспитателей, волнует проблема кличек и обзывания. Словесные угрозы и оскорбления другого человека являются проявлением вербальной агрессии. Не случайно, за сквернословие в общественных местах во всех законодательствах мира предусмотрено административное наказание.

ОРУДИЕ МЕСТИ

Так называемые бранные, или неприличные, слова рано или поздно, появляются в лексиконе каждого ребенка. Проблема засорения нашей речи ненормативной лексикой регулярно обсуждается в средствах массовой информации. Говорится о преобладании сленга и блатных выражений в современных теле- и радиопередачах, в печатной продукции. Неудивительно, что дети не только очень рано узнают о существовании подобных слов, но и начинают их активно использовать, правда, часто не понимая, что эти слова означают.

До 5 лет ребенок ругается матом в основном неосознанно либо для привлечения внимания к своей персоне. В 5-7 лет дети матерятся, вполне понимая, что это делать нельзя, и тем самым пытаются показать самостоятельность и несогласие. В 8-12 лет нецензурная лексика используется для самоутверждения среди друзей и в подражание старшеклассникам. В 12-14 лет мат перестает восприниматься подростком как эффективное средство коммуникации и используется редко, за исключением случаев, когда в его окружении материться через слово является нормой общения.

Почему дети так охотно и точно повторяют нехорошие выражения?

Их, в первую очередь, привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. От ругающегося человека буквально пышет безграничной самоуверенностью, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает определенное волнение и напряжение. Произнесенные таким тоном слова не могут остаться незамеченными окружающими.

Собственные наблюдения ребенка и проводимые родными воспитательные беседы наводят его на мысль, что умение вставить в свою речь крепкое словечко является одним из признаков взрослости. И если родители говорят, что использовать подобные слова можно только взрослым, то, естественно, ребенок, стремящийся во всем походить на старших, намеренно употребляет запрещенные выражения в своей речи.

Заметив, что эти слова шокируют окружающих, дети начинают использовать ругательства, чтобы позлить, подразнить их. В этом случае, бранные слова становятся орудием мести.

Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать им их произносить. Это сделает ругательства более привлекательными в глазах ребенка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы этого не слышали. Тогда о достижениях своего ребенка в этой области вы будете узнавать от воспитателей в детском саду, учителей в школе.

Детям надо объяснить, что люди используют ругательства, в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.

Естественно, во избежание раннего появления в лексиконе ребенка «плохих слов» взрослым необходимо следить за собственной речью. Многие взрослые воспитанные люди, находясь во власти аффекта, произносят вслух все, что они думают о собственных умственных способностях или о той вещи, которой занимаются; сидя за рулем автомобиля, очень эмоционально негодуют на несообразительность и медлительность водителей и пешеходов. И свое негодование они выражают с помощью грубых, резких выражений. В минуты раздражения эмоциональные, несдержанные дети копируют кого-то из родных, всего лишь повторяя слышанные многократно слова.

Часто ребенок не понимает, что говорит, или не понимает, как оскорбительны и обидны слова, которые он произносит. Следует объяснить ребенку, что, таким образом, он оскорбляет всех присутствующих, что употреблять такие слова просто неприлично.

НЕ УХОДИТЕ ОТ ОТВЕТА

Если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа.

Скажите ребенку: «Да, такие слова есть, но лучше будет, если ты станешь сначала спрашивать об их значении». Не все родители готовы к такому свободному обсуждению бранных слов с ребенком.

Это хорошо для детей школьного возраста, а малышам лучше сказать о том, что значение этого слова настолько неприлично, что вы не хотите его произносить.

И уж совсем не стоит поступать как Волька из известной сказки Л. Лагина «Старик Хоттабыч». Он в сердцах обозвал Хоттабыча «балдой», а на вопрос старика, что это значит, объяснил: «Балда — это что-то вроде мудреца». И был очень смущен, когда Хоттабыч публично обратился к нему со словами: «О, превосходнейший в мире балда!»

Иногда родители ведут себя так же, придумывая «культурные» объяснения для ругательств.

Если ребенок интересуется, почему люди говорят такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить человека. Это объяснение, конечно, подходит в том случае, если услышал он это слово не от вас. Если ребенок поймал вас на слове, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.

СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ

Вообще, как-то однозначно относиться к сквернословию сложно: это и признак бескультурья (но и великие не гнушались бранными словами, например Пушкин), это и средство доказать свою независимость, взрослость (лучше уж так, чем с помощью алкоголя, курения, ранних сексуальных отношений). Без крепкого словечка теряют всю соль анекдоты.

Наверное, в воспитательных целях лучше всего объяснить ребенку, что для определенных слов есть свое время и место.

Родителям не надо пугаться этих слов, застывать в шоке, услышав их от ребенка, не стоит отрицать их существование. Лучше просто дать понять: «Мне не нравятся эти слова, но я знаю об их существовании и значении».

Да, тяжело и неприятно, когда совсем юные рядом матерятся. Иногда знание и умение употребить бранное слово необходимо, чтобы признали равным, чтобы не попасть в неловкую ситуацию, по наивности не стать объектом насмешек. Кроме того, люди ругаются от отчаяния и злости, когда очень хочется стукнуть кого-то или что-то разломать. В этом случае, ругань используется как средство «выпустить пар» и помогает справиться с отрицательными эмоциями.

А это все-таки предпочтительнее, чем физическое насилие или деструктивное поведение. Другое дело, что лучше бы высказать все, что накопилось, в одиночестве. Вот этому и стоит учить детей.

КЛИЧКИ И ДРАЗНИЛКИ

Обзывания являются наиболее частой причиной обид и драк в детском саду и начальной школе. В проведенном опросе: «За что вы не любите некоторых детей в группе, классе?» чаще всего звучали ответы: «За то, что он (она) обзывается»

Психолог М.В. Осорина пишет, что «обзывание — это всегда испытание детского «Я» на психологическую прочность». Это неизбежное, по ее мнению, явление в процессе формирования группы, когда выясняется, кто и на что может в ней претендовать.

Вот основные причины обзывания детьми друг друга:

1. Агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника)

2. Желание привлечь внимание (того, кого дразнишь, или окружающих)

— игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять)

— провокация (дразнящий сознает, что оскорбляет сверстника, но стремится, таким образом, спровоцировать его на активные действия, например, заставить погоняться за собой, побороться)

— шутка (хочет не столько обидеть товарища, сколько повеселить окружающих)

— самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, «поставить его на место», утвердить лидерскую позицию).

3. Месть (обиженный или униженный ребенок начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически, иногда он так же поступает от зависти)

4. «Не со зла» (дразнящий ребенок не понимает, что другому обидно, привык отмечать особенности окружающих, выявлять их характерные черты, например, сравнивая с животными). Возможно, дома у него принято награждать друг друга прозвищами, и это никого не обижает.

О ВНЕШНОСТИ И ПРОЗВИЩАХ

Очень часто обидные прозвища приклеиваются к ребенку из-за особенностей его внешности. Слова, сказанные сверстником в разгаре ссоры: «рыжий», «очкарик» или «носатый» — западают в душу ребенка, травмируют его. Ребенок начинает ощущать себя неполноценным, теряет уверенность в себе. Но если человек, чьим мнением ребенок дорожит (учитель, воспитатель, родители), скажет ему как бы между делом: «Какая у тебя оправа красивая, тебе так идет, ты такой солидный стал!» Или: «Ты как солнышко, с твоим приходом в комнате светлее делается», «У тебя греческий профиль, всегда завидовал людям с такими носами, не то, что я — курносый...»

Иногда одна такая фраза способна, если не повысить самооценку ребенка, то хотя бы примирить с особенностями его внешности, чего не всегда можно добиться путем долгих разговоров на эту тему.

Особенно чуткими и внимательными необходимо быть с детьми, имеющими объективные основания для переживаний. Речь идет о детях с различными дефектами внешности, например, заметным родимым пятном, хромотой, косоглазием и т.п. В этом случае многое зависит от взрослых — родители могут помочь ребенку правильно отнестись к своему недостатку, а воспитатели и учителя — на корню пресечь возможные прозвища и издевательства.

Воспитательная цель состоит не в том, чтобы оградить ребенка от интереса и любопытных взглядов, а в том, чтобы свою необычность он воспринимал как само собой разумеющуюся часть своего «Я» и жил с ней, не обращая на нее внимания и не делая из нее проблемы.

Не стоит навязывать ребенку в качестве утешения истории о Золушке или Гадком утенке, но можно рассказать об успехах людей с нестандартной внешностью (актриса Вупи Голдберг, режиссер Вуди Ален и др.).

УЧИМСЯ ПРОТИВОСТОЯТЬ

И если избежать появления дразнилок в детском коллективе почти невозможно, то бороться с ними необходимо.

Родители и педагоги не должны оставлять без внимания ситуации обзывания детьми друг друга. Задача взрослых — пресечь появление и использование обидных прозвищ. Можно поговорить отдельно с зачинщиками, можно поговорить со всеми детьми в группе или классе на эту тему.

С пострадавшим надо обсудить, почему другие обзываются — обижаются ли на него или хотят привлечь его внимание.

Полезно поиграть с ребятами в ассоциации. По очереди говорить друг про друга, с какими предметами, животными, временами года они друг у друга ассоциируются. Начать игру лучше в небольших группах, чтобы каждый смог высказаться и побыть в роли сравниваемого. Можно обсудить, почему возникла та или иная ассоциация. Сравнение помогает обратить внимание ребенка на то, какие из его качеств являются значимыми для окружающих.

Родителям, если ребенок жалуется на то, что его дразнят, следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обидные слова.

Итак, что можно сделать, если ребенка обзывают:

1. Никак не реагировать (игнорировать, не обращать внимания).

Это сделать довольно сложно, но, в некоторых случаях, эффективно. Пусть ребенок не отзывается, пока не обратятся к нему по имени, сделает вид, что не понимает, к кому обращаются. Скажет: «Меня, вообще-то, Васей зовут. А ты разве меня звал?»

2. Отреагировать нестандартно.

Обзывающийся ребенок всегда ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость и т. д.), необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию. Например, можно согласиться с прозвищем: «Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю». Или посмеяться вместе: «Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку».

Кстати, родители могут дома с ребенком поговорить о том, что часто в коллективе дети обзывают друг друга, перевирая, искажая фамилии. Можно вспомнить, как в свое время обзывали их, посмеяться вместе. Тогда ребенку будет легче не обижаться на сверстников — он будет готов к этому.

3. Объясниться.

Можно спокойно сказать обзывающемуся сверстнику: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?»

4. Не поддаваться на провокацию.

5. Не позволять собой манипулировать.

Очень часто дети стремятся с помощью обзывания заставить сверстника что-то сделать. Например, всем известен прием «брать на слабо». При всех ребенку говорится, что он не делает что-то, потому что «трус», «размазня», ставя его, таким образом, перед выбором: или он согласится сделать, что от него требуют (часто нарушив какие-то правила или подвергнув себя опасности), или так и останется в глазах окружающих «хлюпиком» и «трусом».

Наверное, из всех ситуаций, связанных с обзыванием, эта — самая непростая. И здесь очень сложно помочь ребенку выйти из нее с достоинством, потому что противостоять мнению большинства, тем более тех, с кем тебе предстоит общаться и впредь, нелегко и взрослому человеку.

В этом смысле очень интересно обсудить с ребенком рассказ В.Ю. Драгунского «Рабочие дробят камень», в котором Дениска решился, в конце концов, прыгнуть с вышки — но не потому, что над ним все смеялись, а потому, что он не смог бы себя уважать, если бы этого не сделал.

Следует обратить внимание ребенка на то, что в каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться, взвесить все «за» и «против», понять, что важнее - доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение.

6. Ответить.

Иногда полезно ответить обидчику тем же. Не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных.

Может быть, учить этому и непедагогично, но иногда другого выхода нет. Можно, правда, отвечать не оскорблением, а специальной отговоркой.

7. Отговориться.

Согласно наблюдениям М.В. Осориной, 5-9-летним детям очень важно суметь в ответ на обзывания выкрикнуть отговорку — своеобразную защиту от словесного нападения.

Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие (хотя бы внешнее), удивить и, соответственно, остановить нападающего. Последнее слово, в этом случае, остается за пострадавшим.

Вот примеры отговорок.

1) Черная касса — Ключ у меня,

Кто обзывается — сам на себя!

2) Чики-траки — стеночка!

(Ребенок рукой ставит преграду между собой и обзывающим.)

3) Шел крокодил,

Твое слово проглотил,

А мое оставил!

4) Кто так обзывается — сам так называется!

5) — Дурак!

— Приятно познакомиться, а меня Петя зовут.

Все отговорки стоит произносить спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести все к шутке.

По материалам статьи Марины КРАВЦОВОЙ,

газета «Школьный психолог», №15, 2004 .

1. М. В. Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», Санкт - Петербург, из-во «Речь », 2004

«Откуда он знает такие слова? Мы его им не учили!» – восклицают родители, услышав из уст своего ребенка ругательства. На самом деле, источников «плохих» слов вокруг предостаточно: детский сад, улица, школа, родители и их взрослые друзья, фильмы и порой даже мультфильмы. И если ребенок начал употреблять бранные слова, то какая разница, откуда он их узнал? Нужно бороться с последствиями!

Ищем корень проблемы

Если в вашей семье действительно никто и никогда не употребляет при ребенке «плохих» слов, то он их услышал в другом месте. Малыши 3-4 лет произносят их неосознанно, не понимая значения — просто как новое слово. Здесь очень важна первичная реакция родителей – не стоит кричать, ругаться и задавать бессмысленные вопросы («Где ты этого набрался?»).

Ругая ребенка за бранные слова, вы только усложните ситуацию!

Реакция взрослых должна быть спокойной и четкой. Просто строго скажите ребенку, что это — очень плохие слова, которые в семье не произносят, потому что это неправильно. К 5 годам у ребенка начинают развиваться нравственные стороны личности, поэтому ребенок уже осознает, что говорит «плохое» слово (хотя значения может и не знать).

Родители должны не наказывать его, а сделать замечание: «Ты знаешь, что это плохое слово. Я не хочу, чтобы ты такое говорил, у нас в семье никто не говорит плохих слов». Ребенку в возрасте 5-7 лет очень важно одобрение взрослых, поэтому, если он проигнорирует замечание и будет продолжать употреблять ругательства, следует разобраться с причиной поступка.

Привлечение внимания

Возможно, вашему ребенку не хватает внимания, любви, ласки, времяпровождения с родителями. Он видит, как сильно вы реагируете на ругательства из его уст, поэтому старается привлечь к себе внимание хоть таким образом. Проводите вместе с ребенком больше времени, играйте в его игры, ходите вместе гулять, активно участвуйте в его жизни – и ругательства забудутся сами собой.

Подражание

Возможно, у вашего ребенка появился кумир. Это может быть взрослый родственник или знакомый, а может, герой фильма или мультика. Скорее всего, это уверенный в себе человек, который вставляет в свой разговор «крепкое словцо». Разумеется, все, что делает кумир, ребенок считает правильным и хорошим. Здесь родителям следует «вычислить», кто стал идеалом для подражания, и сделать выводы.

Если это знакомый или родственник, сообщите ему о том, что на него равняется младшее поколение, и попросите следить за речью. А если это киногерой, то следует ограничить влияние телевизора на развивающееся сознание ребенка. Родителям следует выбирать, какие передачи смотрит малыш, не позволять ему видеть сцены насилия и драк с участием «колоритных» героев.

Протест

Родители часто делают ребенку замечания, которые оскорбляют его. Вместо того, чтобы просто сказать «убери игрушки», они называют его неряхой. Вместо «помоги маме» он слышит «лентяй». Это неправильно. Такое навешивание ярлыков рождает у него мысли, что его не любят и что он недостоин хорошего отношения.

Ругательства и агрессия — итог неуважения со стороны родителей

Особенно ситуация ухудшается, когда есть второй ребенок, который радует родителей – новорожденный братишка или сестра-отличница. Иногда подключаются внешние обстоятельства, из-за которых ребенок считает себя неудачником: над ним смеются в школе, его не берут в футбольную команду, от учителей он слышит только упреки и критику.

Ребенок начинает употреблять ругательства, думая примерно следующее: «Все считают меня плохим, так я и буду плохим». Ему важно добиться уважения к себе, и он использует методы, которые ему доступны. Родителям следует изучить окружение ребенка и найти причину. Изменение отношения к нему в доме и честный разговор с учителями поможет ребенку поверить в себя — и ругательства забудутся.

Чрезмерная опека

Некоторые родители насколько стремятся сделать все правильно, что не позволяют своему чаду ступить и шага без предупреждений, указаний и замечаний. «Не иди туда – упадешь», «Не трогай – обожжешься», «Не поднимай – запачкаешься». Если подобные замечания постоянно преследуют малыша, то ругательствами он заявляет о своей свободе.

Он просто хочет действовать по своей воле, а не по указке. Родителям следует перестать формулировать свои замечания в форме категорического запрета — нужно давать ребенку свободу познания мира. Иногда полезно учиться на своих ошибках. И ругательства нужно не запрещать, а попросить не растаивать маму и папу – ведь он хороший ребенок и должен заботиться о своих родителях.

Методы борьбы

Главное — устранить причину «плохих» слов. Нужно уделять больше внимания ребенку, участвовать в его жизни и знать, что его тревожит, какие у него проблемы и переживания. В семье должна царить атмосфера любви, внимания и заботы друг о друге. Нельзя ни наказывать за ругательства, ни пропускать их мимо ушей. Нужно серьезно поговорить с ребенком и объяснить, что в вашей семье такие слова неприемлемы.

Объясните, почему говорить их неправильно. Дети очень тонко реагируют на понятия «хорошо – плохо», поэтому важно доходчиво рассказать, насколько плохо употреблять бранные слова. Учите ребенка на собственном примере. Вряд ли он поймет фразу: «Папе ругаться можно – он взрослый, а тебе нельзя». Следите за своей речью при ребенке, не выясняйте отношения и не ругайтесь.

Запрет на бранные слова в семье касается и детей, и взрослых!

Никогда не обзывайте ребенка дураком, болваном или идиотом. Лучше скажите — «ты поступил не умно», «наверное, ты не подумал», а не вешайте ярлыки – ребенок воспринимает это, как приговор. Он считает, что его не уважают. Если ребенок употребил ругательство, то лучше найдите замену «плохому» слову. Также скажите, что «плохие» слова вас оскорбляют, а он же не хочет оскорблять своих родителей?

Можете даже разыграть подписание «Договора о взаимоуважении», по которому в вашей квартире будет запрещено произносить ругательства. За нарушение «Договора» наложите штраф – молчать целый час и не развлекаться: например, нельзя смотреть мультики и играть в игры. Если «проштрафился» папа, то ему нельзя смотреть телевизор, и так далее.

В любом случае – боритесь с ругательствами в вашем доме, особенно в вашем присутствии. Даже повзрослевший ребенок никогда не позволит себе в будущем произнести ругательство там, где отрицательно относятся к его употреблению.

Прочитано: 12 692

«Жопа, жопа, жопа» – радостно кричал малыш, пробуя «на вкус» новое и звонкое слово. При этом он тайком поглядывал на маму, ожидая ее одобрения или иной реакции. Реакция была… яростная, злая и совсем несоответствующая мнению ребенка. Малыш затаил боль и обиду, решив больше не делиться с мамой «находками» из детского сада. Так начало рушиться доверие между двумя самыми близкими людьми. Но можно же все было сделать иначе… Мудрым родителям посвящается эта статья: как отучить ребенка говорить плохие слова и доступно аргументировать свое мнение!

Как отучить ребенка от плохих слов?

Как уже ясно из начала статьи – проблемы идут из детского сада. Мой первый ребенок поделился находкой примерно в 4 года. Младший принес садичный шедевр в пятилетнем возрасте. К счастью, мне удалось найти правильные аргументы, чтобы они быстро прекратили употреблять режущие слух выражения.

Потом был еще один опыт – уже с матерными словами.

Потом искажения русского языка.

Потом кривляния.

И везде находились свои решения, которые спасли хороший русский язык от негативного влияния сленга, нецензурных оборотов и непонятных терминов.

К сожалению или к счастью, но действовать всегда приходилось спонтанно – без прочтения умной литературы, консультаций с психологами и другими лайфхаками современного общества. Зато «рецепты» шли от чистого сердца, и, возможно, поэтому нашли хороший отклик у детей.

Итак, делюсь своими секретами по восстановлению качества речи и нейтрализации пагубного воздействия ранней социализации детей.

Голики, трусики, одетики…

Как отучить ребенка от плохих слов? Очень просто: покажите ему абсурдность выбираемых им формулировок.

Метод работает для детей любого возраста и даже на умных подростках!

Но обо всем постепенно.

Мне пришлось использовать этот способ трижды.

История первая: «расширение словарного запаса в коллективе детского сада»

Старший сын 4 года.

Как и в начале статьи, ребенок принес из садика слова «жопа». Он сказал, что так всех называет мальчик в группе. Далее последовал мой вопрос: почему именно так, а не «нос», «рука», «нога», «живот», «голова» и далее по списку. После небольшого обдумывания ребенок начал примерять все формулировки. Смеясь, мы обзывались друг на друга всеми частями разрешенной анатомии, превратив ругательство в шутку.

Вопрос отпал сам собой… Как и желание использовать части тела для обзывательств.

История вторая: «голики, трусики, одетики»

Младший сын 5 лет.

Неправильный русский язык – моя боль. Я не могу слушать коверканье слов, использование их не по назначению, искажение смысла.

Пережить «голик» вместо «гола» в хоккее я не могла. Термин был придуман не столь замороченным за правильность речи мужем, поэтому бороться было сложнее. Пришлось работать с детьми.

В одно прекрасное утро, когда ребенок переодевался в садик, я назвала его «голиком», сделав акцент на более естественный смысл слова (для меня). После небольшого объяснения «голик» = «голый», было много смеха и тут же придумались слова: трусик – в трусах, одетик – одетый.

Но это неважно. Важно то, что при следующем хоккее сын на слово «голик» радостно заорал, что голик – это голый, а в хоккее гол.

История третья: «истинный облик мата»

Старший сын 12 лет. Мат в школы приходит рано. К средней школе материться умеют все, но не все это делают. Рецепт «доведения» до абсурда поможет и в этом случае – для думающих и умных подростков. О том, как отучить ребенка от матерных слов сразу при появлении этой беды, будет рассказано чуть ниже.

А пока боремся с последствиями социализации и подросткового влияния, если есть такая проблема. Тут тоже все предельно просто. Если ваш ребенок материться, попросите «перевести» его на русский все сказанное матом.

Помните, как в «Джентльменах Удачи»: «Этот нехороший человек предаст нас при первой опасности».

Покажите бессмысленность употребления нецензурных слов именно с точки зрения их значения. Пусть подросток сам увидит, как нелепо звучат его «крутые» фразы. Даже если сразу это не поможет – в голове засядет. И ребенок сам начнет «переводить» одноклассников, поражаясь их недалекости и скудомыслию.

Итак, какие выводы по первому блоку рецептов?

Простые! Доводите до абсурда все формулировки с «неправильными», «плохими» и «нецензурными» словами и стимулируйте ребенка самостоятельно отказаться от их применения.

Без запретов. Без насилия. Только логика.

Новый иностранный матерный язык

Плохие слова – как отучить ребенка ругаться? Никак! Отучить не получится. Почему? Потому что если школьник или подросток употребляет ненормативную лексику, скорее всего, ему нужно вписаться в коллектив или удержаться в нем. В ином случае не употреблял бы.

Поэтому задача родителя не запретить «болезнь», когда она уже находится в активной стадии, а пресечь ее в зародыше. Объяснить ребенку неблагозвучность и глупость мата еще в том возрасте, когда авторитет взрослых непререкаем. То есть примерно в садике.

И это совсем не рано!

Мое личное правило: все объяснять детям тогда, когда они спрашивают. Но! На таком языке, чтобы они все поняли и не сделали неверных выводов.

Как говорить с малышами о мате? Очень просто. В тот момент, когда ребенок отразил существование нецензурных слов, можно сказать ему так:

«Ты же уже знаешь, что в мире есть много иностранных языков. Английский, французский, немецкий. Знаешь?»

«Да.»

«И каждый человек разговаривает именно на том языке, на каком он умеет говорить. Вот мы говорим по-русски. Мама может еще общаться по-немецки. Брат по-английски. Правильно?»

«Да.»

«А есть люди, который общаются на таком вот «нецензурном» языке. Они не знают красивых, правильных, подходящих слов, чтобы описывать свое настроение, состояние, желания, поэтому используют грубые и некрасивые заменители. Понимаешь?»

«Да.»

«Люди, которые хорошо владеют русской речью, как ты (можно привести примеры из жизни), мама, папа и брат, не употребляют матерный язык. Он им просто не нужен. Они и без него умеют выражать свои мысли четко и понятно. Вот ты же умеешь?»

«Да.»

«Но почти все взрослые люди и даже некоторые школьники знают мат. Но не используют его. Как мы не используем английские слова при разговоре дома. Мы же русские и говорим по-русски. Жили бы в Англии – говорили бы по-английски. Если ты когда-нибудь окажешься в обществе, где понимают только мат, можешь говорить на нем, но дома, в садике, в школе этого делать не стоит. Ведь там мы разговариваем на красивом понятном русском языке. Верно?»

«Верно!»

Вот, собственно, и все. Любопытство ребенка удовлетворено. Смысл «плохих» слов обозначен. Аудитория, где их нужно употреблять, тоже. Но, главное, внушена уверенность, что он, ребенок, прекрасно обойдется и без этого нецензурного словарного запаса.

Вы думаете, после таких бесед возникнет проблема: как отучить ребенка от плохих слов? У нас пока не возникла. Но и дома у нас никто не ругается, и окружение соответственное.

А если мама, папа или дедушка порой разрешают себе крепкое словечко при ребенке, то не стоит даже и бороться с малышом. Отучить от плохих слов его не получится.

«От осинки не родятся апельсинки.»

Рано или поздно родители могут быть неприятно удивлены, услышав от своего ребенка слова, совсем неуместные для детей. Мест, где можно услышать ругательства, множество: улица, детсад, школа, телевизор, интернет, даже дома. Как известно, любой ребенок как лакмусовая бумажка впитывает любую информацию, и плохие слова не исключение.

К плохим словам мы относим оскорбления, грубости, нецензурную лексику. Если ребенок начал использовать жаргонные выражения, которые по сути своей нейтральны, это уже тревожный звоночек для родителей. Лексика детей развивается вместе с ними очень быстрыми темпами, поэтому важно, вовремя заметить негативные вкрапления в речи вашего чада.

Почему ребенок начал ругаться и сквернословить, и как его от этого отучить, разберемся вместе.

Возраст

В зависимости от возраста ребенка употребление бранных слов может быть осознанным или неосмысленным вовсе. До 5 лет ребенок может не понимать, что означает то, или иное слово, вызывающее ужас и негодование у мамы с папой. Услышав где-то ругательство и увидев реакцию на него окружающих, малыш может попробовать его употребить, но не понимать, что сказал, и как вообще использовать это слово. С начала малыш даже не понимает, что это плохо.

Не стоит реагировать слишком остро на первые попытки сквернословия ребенка, он сейчас смотрит на вашу реакцию, пробует на себе новую модель поведения. Ваша правильная тактика заключается в спокойном объяснении малышу, что говорить плохие слова нельзя, образованные интеллигентные люди так не выражаются, а у вас в семье так никто не говорит и говорить не будет.


Ребенку после пяти лет свойственно развитие морально-эстетических качеств, дети этого возраста уже хорошо понимают, какое поведение считается нормой в обществе, как детей, так и взрослых. Употребляя нецензурную и бранную лексику, ребенок чаще всего уже преследует какую-либо цель, хотя может еще и не до конца понимать смысл «крепких» выражений.

В таком случае, помимо спокойного разговора с ребенком, выясните, зачем это ему нужно и действуйте, исходя из этих знаний.

Внимание

Причиной сквернословия ребенка может быть банальный недостаток внимания со стороны близких. Если ваше чадо всячески пытается привлечь к себе внимание просьбами поиграть, демонстрацией своих достижений, поделок, рисунков, рассказами о своей жизни, друзьях, но вы не реагируете, ребенок выберет иной путь. Он начнет бранно выражаться и вы, волей-неволей, проявите заинтересованность. Результат будет достигнут, несмотря на вашу негативную реакцию.

Как взрослый

В жизни детей очень быстро наступает тот период, когда они хотят быстрее вырасти, всюду подражают родителям, старшим братья и сестрам. В детском саду или школе у ребенка тоже может быть друг, неформальный лидер, на которого малыш хочет быть похож. И если «человек-кумир» употребляет «плохие» слова, ругается, то и ребенок начинает подражать ему, чтобы казаться взрослее, как бы порождая в себе уверенность и силу. Детям свойственна идеализация понравившегося человека. Если в целом образ положительный, значит, и все, что делает этот человек, хорошо. В коллективе сверстников кумиры — ребята физически сильные, лидеры, бунтари.


Расскажите ребенку, что каким бы молодцом не был тот или иной человек, ругательства не красят никого, кем бы он ни был. Объясните, что успешность и лидерство никак не связано с нецензурной бранью и унижением других людей, напротив, культурный и порядочный человек обязательно достигает в жизни большего.

Предметом подражания может стать киногерой, герой ролика в интернете. Психологи всего мира в один голос твердят о вреде программ и фильмов, не подходящих детям по возрасту, поэтому стоит прислушаться к компетентному мнению специалистов и выбирать правильные продукты киноиндустрии для вашего ребенка, а также контролировать интересы чада во всемирной паутине. Не стоит делать эти действия маниакальными, чтобы ребенок не перестал ощущать себя свободным, имеющим право выбора.

Личный пример

Практически все дети, родители которых ругаются и сквернословят, также начинают бранно выражаться. Близкие люди – самый главный пример для подрастающего чада. Старайтесь никогда не использовать в речи нецензурные выражения, не унижайте и не обзывайте ни друг друга даже в ссоре, ни особенно ребенка. Поговорите со старшими детьми, пусть тоже понимают, что они — пример для подражания, и должны следить за речью и поведением.

Если уж ребенок стал свидетелем того, как вы бранитесь и говорите «плохие» слова, признайте, что поступили плохо, что не хотели никого обидеть и в дальнейшем никогда так больше не поступите. Держите слово.

Как плохой

Бывает, что ребенок начинает ругаться и обзываться, когда у него сильно падает самооценка. Плохие оценки в школе, шалости, за которые его все время ругают, проигрыш в соревнованиях, отсутствие успехов в творчестве или спорте, — все это очень влияет на самооценку ребенка. Когда все кругом твердят, что он плох, что у него ничего не получается, малыш начинает поступать как плохой, как бы выполняя общественный посыл и настрой. В ваших силах дать понять ребенку, что его уважают и ценят, что если у него есть промахи в каких-либо областях, то наверняка появятся достижения в других. Обращайте внимание на попытки самосовершенствоваться, хвалите и всячески поддерживайте чадо.

Месть

Сквернословие ребенка может быть связано с желанием отомстить за обиду, принуждение со стороны близких. Заставили пойти к врачу, не пустили гулять, не дали посмотреть взрослый фильм – получите «крепкое» словцо. В таком случае ребенок понимает, что родителям это неприятно, что и становиться стимулом так говорить. Большое влияние на чадо оказывают различные ситуации в семье: развод, выяснение отношений, переезд к вам родственников и т.д. Ребенок начинает матерно выражаться, протестуя против неудобных и неприятных для него ситуаций.


Вы как родители должны поговорить с ребенком и выяснить причины обиды, устранить, если это возможно, неприятность, объяснить, почему вы поступили так, а не иначе. Разговор о «плохих» словах также необходим, чтобы ребенок мог осознать, что ему, как успешному и культурному человеку, ругаться ни к чему.

Коллектив

Чтобы не быть белой вороной в компании сверстников, отличающейся матерной бранью, ребенок также может начать выражаться. Дайте понять чаду, что такое поведение не приведет к успеху, что коллектив, где ругань считается нормой, не достоин внимания и подражания. Поясните, что все трудности можно преодолеть и без брани, а лидерства достичь, будучи культурным.

Несколько дополнительных советов

Если вы поставили цель – отучить ребенка ругаться и сквернословить, будьте тверды. Говорите четко и ясно, ваше твердое «нет» не должно быть нарушено. Проявляйте негодование и отвращения к «плохим» словам, говорите о последствиях и возможных обидах друзей и родственников. Следите за собой и за членами вашей семьи, не допускайте ругательств и со стороны гостей. Разговаривайте с ребенком на равных, не наказывайте и не унижайте, поверните разговор так, чтобы ребенок смог сам сделать выводы, а не думал, что вы навязываете ему свое мнение.

Будьте внимательны к детям, помогайте и приободряйте, научите выражать свои чувства и эмоции, ведь за бранными словами может стоять неумение этого делать. Сквернословие – проблема в воспитании ребенка, которая вполне решаема, главное – запастись терпением.

Читаем также: