Что развивает кубик рубик у детей. Кубик рубика и мозг

«Эта игрушка развивает логическое мышление и стереоскопическое зрение у детей и взрослых. Синхронная манипуляция на многих гранях является очень сложным заданием, которое можно решить только при условии открытия логики поворотов», - такой замудреный текст содержала в себе инструкция к первым кубикам Рубика.

Популярнейший в 80-ых годах прошлого века кубик Рубика завоевывал свою славу непросто. Производители игрушек не рассматривали его как новый продукт развлекательного характера. Вполне возможно, что кубик так и остался бы личным бесперспективным изобретением Эрно Рубика, если бы судьба не соблаговолила послать ему счастливый шанс в лице Тибора Лакзи... Впрочем, обо всем по порядку.

Эрно Рубик, на самом деле, не единственный изобретатель, запатентовавший свой кубик. Он даже не первый в списке претендовавших на авторство. Но всемирную популярность завоевала именно его игрушка, пройдя все испытания на тернистом пути к славе.

Патенты на подобные кубику конструкции выдавались в разных странах: Англия, Америка, Япония. Но социалистическая Венгрия победила в неравной схватке с империалисти-ческими державами, которые «прошляпили» свой шанс завоевать умы и руки всего земного шара.

Первым покусился на пьедестал почета англичанин Уильям Густафсон, получивший патент на свое изобретение в США. Относительно даты сего события существуют разногласия: кто-то утверждает, что это было в 1958 году, другие – что чуть позже, в 1963-ем. Все, что известно о его модификации – только то, что он предложил варианты 2?2?2 и 3?3?3. В 1970 году британец Фрэнк Фокс подал заявку на свой кубик со сферическими обводами. Тогда же свой кубик 2?2?2 создал американец Ларри Николс. Американец получил патент в 1972 году, а Фрэнк Фокс – в 1974-ом. Рубик подал заявку на патент 30 января 1975 года, но получил его только 31 декабря 1977-го. Пока Эрно доказывал свое авторство, японец Тератоши Ишиге 10 октября 1976 года получил патент на свой кубик конфигурации 3?3?3. В общем, битва интеллектуальных титанов была жаркой. Благодаря своей технологичности, в борьбе за господство над умами человечества победила головоломка венгерского изобретателя. Это тем более странно, что игрушка Тератоши Ишиге была очень близка к кубику Рубика. Как дальновидные японцы смогли упустить свой шанс – вопрос. А может, просто судьба…

Изначально занимательная игрушка Эрно Рубика была придумана совсем не для того, чтобы доводить обывателей до приступов бешенства и истерики. Рубик увлекался геомет-рией и трехмерным планированием, преподавал студентам в Академии прикладных искусств и ремесел Будапешта дизайн и архитектуру, а чтобы им было проще постигать простые законы сих наук, изготавливал наглядные материалы для занятий. Стремясь развить у учащихся навыки пространственного воображения, Эрно Рубик придумал для них новую конструкцию и задачку к ней. Именно эта конструкция трансформировалась позже в головоломку.

Прообразы современной игрушки были сделаны из бумаги и картона, а потом свет увидел деревянный куб. Этот куб был собран из 27 кубиков, грани которых были окрашены в разные цвета. Задача для студентов была такова: заставить все кубики двигаться на своих местах без нарушения их единства. Решили студенты задачу или нет – осталось тайной, зато известно, что сам автор потратил немало сил, чтобы добиться подвижности элементов. В качестве крепежного элемента в разное время выступали резиновые стяжки, магниты, особые выступы и углубления. Ничего не помогало. Кубик разваливался, особой подвижностью не отличался, а потому ученый продолжал искать решение. Поиски увенчались успехом, правда, не обошлось без жертв.

Центровой внутренний куб был замещен на скрепляющий механизм в форме цилиндра, количество граней сократилось со 156-ти до 54-ех, а центральные кубы граней стали неподвижными. «Я просто убрал все лишнее», - как-то сказал скульптор, создавший восхитительную статую Христа, и этот же прием использовал для создания своего шедевра Рубик.

Между прочим, ни сам автор задачи, ни его студенты не задумывались о возможности собрать грани одного цвета. Кому и когда пришла в голову сия блестящая идея – неизвестно, однако, как только предположение об этом было высказано, Эрно Рубик занялся его воплощением, на что потратил целый месяц. Тогда Рубик понял, что наглядное пособие для студентов может стать игрушкой для массового потребителя. Он запатентовал свой кубик и начал искать тех, кто занялся бы производством его детища.

В конце концов, игрушку начал выпускать небольшой будапештский кооператив. Особой прибыли от кубика не ждали – ее и не произошло. Головоломка с заманчивым названием «Волшебный Кубик» не привлекла покупателей даже красочной упаковкой. Дело было под Рождество 1978 года, но люди не стремились преподносить своим близким игрушку, которая самому создателю не поддавалась долгое время. Штучные экземпляры первого кубика Рубика попали и в СССР.

Кубик так и мог бы остаться невостребованным, пылиться на полках и проживать свою нескладную жизнь, а затем кануть в Лету, если бы не немецкий компьютерный предпри-ниматель с венгерскими корнями Тибор Лакзи, часто бывавший в Будапеште. Во время очередного визита на родину Лакзи увидел в кафе официанта, увлеченно собирающего какую-то головоломку. Головоломкой оказался кубик Рубика. Сам Тибор увлекался математикой, поэтому игрушка привела его в восторг. К тому же, дала себя знать предпринимательская жилка: венгр из Германии оценил будущий успех кубика и связался с Эрно Рубиком, чтобы обсудить вопросы продвижения головоломки.

В 1979 году в Нюрнберге проходила традиционная ярмарка игрушек, на которую с кубиком отправился Лакзи. Он не представлял кубик как экспонат, он просто ходил по выставке, поверчивая его в руках и ожидая интереса окружающих. И, хотя ожидания не оправдались в полной мере, Тибору удалось привлечь к сотрудничеству изобретателя игр, основателя лондонской компании “Seven Towns Ltd.” Тома Кремера. Кремера новая разработка заинтересовала. Вместе с Лакзи они «разделили роли»: Лакзи занимается бюрократическими проблемами, а Кремер – привлекает к кубику внимание по всему миру, отправляясь в кругосветное рекламное турне.
Трио питало самые радужные надежды. Однако, как это часто было и с другими изобретениями, кубик не очень-то внушал доверие воротилам игрушечного бизнеса. Головоломку обвиняли в нетелегеничности (мол, в видеороликах кубик не выглядит привлекательно), абстрактности и умозрительности. К тому же, кубиком скорее заинтересуются профессоры да ученые, нежели простые покупатели. Да еще и производство слишком дорогое и сложное. В общем, производители игрушек никак не хотели связываться с сомнительным продуктом.

Сдаваться на милость судьбы не было в правилах Кремера и Лакзи. Каким-то волшебным образом Кремер заманил-таки в Будапешт вице-президента службы маркетинга солидной американской компании “Ideal Toy Corporation” (между прочим, пороги именно этой компании когда-то обивал американец Ларри Николс, пытаясь продать свой кубик). Пять дней удерживали за одним столом венгерских бюрократов и американца Лакзи и Кремер. Пять дней шли переговоры о поставке кубиков на Запад. Пять тяжелых дней, полных сомнений, надежд и желаний. И все-таки Том и Тибор одержали победу! Контракт на поставку миллиона кубиков в Америку был подписан.

И опять на пути всемирной «кубизации» встала преграда. Американцы продавали только те товары, патент на которые были официально зарегистрированы в США. Кубик такого патента не имел, поэтому Лакзи и Кремеру пришлось подсуетиться. В итоге «Волшебный Кубик» по-быстрому переименовали в «Кубик Рубика», тем самым навсегда связав автора и творение в умах людей. Это был 1980 год – год начала повсеместного помешательства на собирании головоломки. Эрно Рубик сам представлял новую игрушку на выставках в Лондоне, Париже, Нью-Йорке и Нюрнберге, и заказы на головоломку посыпались как из рога изобилия. До конца 1982 года (то есть за два года после признания) количество официально проданных кубиков достигло 100 миллионов экземпляров. Подделок, по слухам, было в полтора раза больше. Так Эрно Рубик стал первым легальным миллионером в странах, строящих коммунизм.

Игрушка венгерского преподавателя архитектуры объединила разных людей: профессоров и нерадивых студентов, детей и взрослых, хулиганов и интеллигентов. Игрушка разрушила барьеры между поколениями и слоями общества, поставив перед всеми одну цель – собрать воедино одноцветные грани головоломки. О масштабах помешательства можно судить по тому, что в некоторых странах кубик Рубика входил в ресторанную сервировку стола и располагался рядом с перечницей и солонкой…

В СССР кубик попал в 1981 году. Права на производство обошлись социалистическому государству аж в 3 миллиона долларов. Пока производство игрушки налаживали в Союзе, ее привозили из Венгрии, и мало кто знал, что выпускают сие творение ненавистные капиталисты-американцы. Игрушка имела настолько огромный успех у населения, что журнал «Наука и жизнь» на протяжении длительного времени публиковал статьи о том, как создать кубик дома и собрать его.

Безусловно, игрушка в первую очередь заинтересовала ученых (чего так боялись производители). Однажды в целях эксперимента кубик дали обезьянам, которые проявили к нему неподдельный интерес. Через некоторое время интерес животных сменился яростью оных же: одна обезьяна пыталась разбить кубик, другая съесть, третья выбросила раздражаю-щий предмет из клетки… Между прочим, подобным поведением могут отличаться и люди, если им долго не удается собрать головоломку. Специально для таких «стрессонеустойчивых» вдовесок к кубику продавали пластмассовые топорики и инструкцию о том, что можно сделать из отдельных частей рубиковского изобретения.

Сам Рубик наделяет игрушку чуть ли не магическими свойствами, находя в ее конфигурации философские основы бытия: «Тот факт, что каждая грань куба состоит из трёх слоев по три блока, имеет большое значение. Число три, кажется, обладает специфическим смыслом, выражающимся в некоторых странных связях между человеком и приро-дой. Мать - Дитя - Отец. Небеса - Земля - Преисподняя. Создание - Сохранение - Разрушение. Рождение - Жизнь – Смерть». Жаль, что подобного объяснения 43 квинтиллионам вариантов положения кубика никто пока не нашел.

Кубик со временем претерпел изменения и предстал пред очи собирателей в виде змейки и шара. Однако ремейки игрушки, как водится, не достигли высот популярности первой модели, хотя совсем безвестными их не назовешь.

На сегодняшний день Эрно Рубик занимают позицию «безмолвия» в отношении прессы, изредка выступая с заявлениями, подобными вышеупомянутому. Он возглавляет студию своего имени, разрабатывает видеоигры, не оставляет архитектуру. Будем надеяться, что в его планы входит какая-нибудь разработка новой игрушки, подобной той, что когда-то скрутила наши умы!

Кубик Рубика это прикладная механическая головоломка, которая была разработана в 1974 году в Венгрии архитектором Эрне Рубиком под рабочим наименованием «магический кубик» и лишь впоследствии была названа по имени создателя. По общему количеству продаж игрушка занимает первое место в мире (более 350 миллионов экземпляров) и снискала огромную популярность не только среди детей, но и среди взрослых.

Польза от игры с кубиком Рубика

В отличие от многих других игрушек, данная приносит не только удовольствие и моральное удовлетворения от законченного процесса, но еще и несравненную пользу. Развитие памяти, внимания, мелкой моторики, пространственного воображения, логики, усидчивости и это еще не полный список всех положительных особенностей «магического кубика». Кроме того, за последнее десятилетие активно развивается новая отрасль в спорте – спидкубинг. Это сборка на время с максимальной скоростью, а людей, которые занимаются этим видом спорта называют спидкуберами. Существуют даже специальные клубы, где подростки и взрослые могут найти себе друзей и единомышленников и собирать головоломку в компании.

Какой кубик Рубика выбрать

Рынок предоставляет широкий выбор различных вариантов исполнения головоломки: от дорогих оригинальны до китайских, от традиционных до головоломок с нестандартными формами и размерами. Если вы начинающий и никогда не пробовали собирать кубик Рубика, то стоит остановить свой выбор на традиционном кубе со стороной в 3 ячейки средней ценовой категории. Слишком дешевый вариант покупать не следует, так как он может иметь проблемы со вращением и быстро выйти из строя. В то же случае, если вы более искушенный пользователь, вы можете попробовать собрать головоломки в других вариантах исполнения:

  • головоломки с увеличенным числом ячеек на грани (4х4х4, 5х5х5 и даже 8х8х8), что значительно увеличивает число возможных комбинаций для сборки, а следовательно усложняется и схема кубика Рубика и необходимое время;
  • пирамидка Меферта, появившаяся задолго до появления всем известной головоломки, но не обеспечившая себе такую популярность, представляет собой тетраэдр;
  • Мегаминкс представляет собой трехмерную геометрическую фигуру с основанием правильного пятиугольника – это додекаэдр.

Кубик Рубика схема сборки

О том как собирать кубик Рубика максимально быстро, программисты, математики и энтузиасты начали задумываться еще в конце 70-х годов двадцатого века. Эта схема получила название «алгоритм Бога». И только в 2010 году было доказано, что собрать кубик Рубика из любого положения можно не более чем за 20 ходов.

Мы же предлагаем самый простой алгоритм как собрать кубик Рубика, для этого вам достаточно следовать следующим пунктам и у вас все получится:

  1. Для начала стоит ознакомиться с составными элементами и раскраской. Вне зависимости от того, как вы будете вращать грани, центральные ячейки всегда будут оставаться на одном месте – по центру. Всего их 6: белая располагается напротив желтой, красная напротив оранжевой и зеленая напротив синей. И их взаимное расположение никогда не меняется.
  2. В первую очередь необходимо собрать «крест» на белой стороне состоящий из белого центра и четырех реберных элементов. При этом вы не должны обращать внимания на угловые элементы, они могут быть произвольного цвета, в том числе белого.
  3. Чтобы облегчить себе сборку «креста», в первую очередь нужно поставить на место удобные ребра – элементы, которые находятся на правой и левой сторонах при взгляде на кубик.
  4. С большой вероятностью, после сборки «креста» окажется, что он собран неправильно. Это значит, что угловые элементы расположены в несоответствии с цветом центральных ячеек прилегающих граней. Это нужно исправить, таким образом, чтобы линии, образующие крест, на соседней грани меняли цвет и шли к центру.
  5. Основные приготовления к сборке после выполнения предыдущих четырех пунктов были закончены и мы можем приступить к установке угловых элементов на свои места таким образом, чтобы белая сторона была полностью собрана, а все прилегающие к ней стороны были того же цвета, что и центры граней, которым принадлежит данная сторона.
  6. По аналогии выставляем боковые элементы на соседних от первого слоя гранях так, чтобы вокруг белой грани у нас было собрано 2 линии.
  7. Теперь мы должны собрать на противоположной стороне еще один крест не повредив при этом целостность конструкции.
  8. Обратите внимание, что как и в 4 пункте, вы должны выставить боковые элементы в соответствии с центрами прилегающих сторон.
  9. Последним этапом выставляются угловые элементы желтой грани.

На этом сборка кубика Рубика по нашему алгоритму закончена. Вы можете поставить его на полку и использовать как оригинальный элемент интерьера, либо попрактиковаться еще с целью повышения скорости сборки, которой вы можете похвастаться перед своими друзьями и близкими.

13 июля 1944 года родился Эрнё Рубик , изобретатель знаменитого кубика. Пожалуй, самым распространенным заблуждением конца прошлого столетия, можно считать уверенность многих людей в том, что венгр Эрне Рубик был изобретателем самой культовой игрушки 1980-х годов, названной его именем. Кубик с разноцветными гранями действительно придумал Рубик, но сделал он это вовсе не для миллионов взрослых и детей, пытавшихся сложить головоломку.

Преподаватель архитектуры и мебельного дизайна нуждался в наглядных пособиях, которые позволяли бы объяснить принципы трехмерного планирования. Для этой цели в 1974 году инженер-строитель из Будапешта Эрне Рубик создал куб, состоящий из 26 маленьких кубиков с разноцветными гранями. Шесть цветов которого могли находиться в разных позициях. Вопреки устоявшемуся мнению, ни преподаватель, ни студенты Будапештского университета технологии и экономики не стремились к тому, чтобы сложить одну или больше поверхностей кубика из одного цвета.

Действительно, чтобы правильно собрать все шесть сторон кубика, надо перепробовать 43 квинтиллиона вариантов.

Когда же кто-то догадался, что в принципе, по теории вероятности, можно собрать шестицветный кубик, в котором каждая поверхность будет своего цвета, добиться этого не смог даже сам изобретатель. Ходили слухи, что больше месяца Эрне крутил-вертел свой кубик, пока не добился успеха. И тут ему в голову пришла идея сделать из наглядного пособия для студентов детскую игрушку. И в 1975 году Рубик запатентовал свое изобретение.

Без особых надежд на успех кубик без названия начал выпускать небольшой кооператив из Будапешта. Первые игрушки в красочной упаковке появились на прилавках венгерских магазинов в канун Рождества 1978 года. Однако жители венгерской столицы не горели особым желанием дарить друзьям и близким головоломку, которую с трудом собрал сам создатель.

В 1980 году американец, гостивший в венгерской столице, приобрел местную игрушку. Неизвестно, сумел ли он ее собрать самостоятельно, но она родила в его голове замечательную мысль: от желающих попробовать свои силы отбоя не будет, если дело поставить на прочные коммерческие рельсы.

В результате к Рубику пришли представители американской фирмы Ideal Toys ("Идеальная игрушка") и предложили ему продать патент на свое изобретение. И только после того, как Эрне Рубик продал американским бизнесменам свое изобретение, кубик стал кубиком Рубика (Rubik"s cube). К первым изделиям прилагалась инструкция на английском языке, в которой был написан следующий пугающий текст: "Эта игрушка развивает логическое мышление и стереоскопическое зрение у детей и взрослых. Синхронная манипуляция на многих гранях является очень сложным заданием, которое можно решить только при условии открытия логики поворотов". Но потенциальных покупателей это ничуть не отпугнуло.

Компания "Идеальная игрушка" провела маркетинговую кампанию и вскоре с кубиком Рубика познакомился весь мир. В 1981 году кубик Рубика стал частью экспозиции Музея современного искусства в Нью-Йорке. В Великобритании прошла церемония представления игрушки-головоломки принцу Чарльзу и принцессе Диане.

В СССР, до того как головоломку стали выпускать у нас, кубик Рубика чаще всего привозили из Венгрии, поэтому мало кто подозревал, что игрушку выпускают американцы. В мире было продано примерно 100 миллионов настоящих кубиков и несколько миллионов контрафактной продукции. Эрне Рубик стал первым легальным миллионером в социалистических странах.

Сейчас есть масса развивающих игр и пособий для детей и взрослых. И с каждым годом их появляется все больше, но это не повод забывать о головоломках, которым уже десятки лет. Например, о Кубике Рубика. Эта небольшая игрушка может выглядеть по-разному. Популярные кубики 3x3 вы можете посмотреть здесь: https://cubes.in.ua/kubik-rubika-3x3/ , а для продвинутых есть модели кубиков даже 6x6, 7х7 и даже больше! Выбирать, конечно, стоит с учетом возраста и опыта, но в любом случае Кубик Рубика принесет вам пользу. Какие качества он развивает?

Моторика рук

Кубик развивает ее и у малышей, которые еще не знают цветов, и у взрослых, которые держат его на рабочем столе, и у профессиональных спидкуберов, собирающих кубик на скорость.

Правильная речь



Этот навык вытекает из предыдущего. Как известно, за моторику и речь отвечает один и тот же участок головного мозга. Сборка кубика стимулирует его и способствует развитию дикции. Так что если вы хотите, чтобы ребенок научился правильно говорить либо занимаетесь развитием дикции в зрелом возрасте или хотите избавиться от дефектов речи, механическая головоломка станет отличным помощником.

Быстрота реакции

Иногда можно услышать мнение, что от сборки кубика мало толку, ведь все используют готовые алгоритмы. На самом деле, так могут говорить только те, кто со сборкой знаком только в теории. На самом деле, подобрать нужный алгоритм как можно быстрее - целое мастерство. А умение быстро выбирать правильное решение пригодиться во всех сферах жизни.

Память

Хорошая память нужна всем: и первоклашкам, и студентам, и взрослым. Развивать ее можно в любом возрасте, и Кубик Рубик отлично справиться с этой задачей. Даже если вы будете собирать его на уровне новичка, то со временем начнете запоминать около восьми комбинаций, а чем дальше, тем больше. В результате таких тренировок вы начнете легко запоминать стихи, списки дел и покупок.

Настойчивость

Купить даже самый простой кубик и собрать его сразу, без тренировки, невозможно. Но интерес к головоломке не даст остановиться на половине пути. Поэтому ее советуют тем детям, подросткам и взрослым, которым не хватает настойчивости в достижении целей.

Устойчивость к стрессам

Если ваш ребенок при столкновении с трудностями раздражается или расстраивается, и у него опускаются руки, головоломка придется как нельзя кстати. Процесс сборки докажет, что неудачи преодолимы, и если постараться, то результат превзойдет все ожидания. С таким настроем любой стресс по плечу.